Революция в учительской
Ставрополь с марта зачастили представители НФПК. то, что они предлагали, было очень интересно, но объем предстоящих работ и сжатые сроки их исполнения на первый взгляд казались нереальными. За лето-осень нужно было оборудовать в городах и районах 20 межшкольных методических центров (ММЦ) для обучения учителей новым информационным технологиям. При этом Москва брала на себя поставку техники. Остальное должны были сделать на местах, и было этого «остального» немало: подобрать помещения, отремонтировать их, полностью обновив электропроводку, обставить мебелью, подвести локальные сети, сигнализацию и т.д. ММЦ создавались в основном при больших «продвинутых» школах, и лето у их директоров, которые стали руководителями еще и центров, оказалось беспокойным. Тем не менее все работы были завершены по графику. Так же, по графику, при Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования открылся региональный координационный центр, который готовит тьюторов – преподавателей, осуществляющих обучение учителей в ММЦ.
Сейчас начался второй этап проекта: центры приняли слушателей, идут занятия. В Ставрополе два ММЦ – на базе гимназии № 12 и общеобразовательной школы № 21. В гимназии вторую неделю проходит семинар директоров школ и учреждений начального профессионального образования. В СШ № 21, где мы побывали, занимаются две группы учителей города, около 50 человек. У всех разный уровень, поэтому одних нужно вначале просто научить работать на компьютере. А вот те, кто это уже умеет, сразу приступили к главному, ради чего проект был задуман: они учатся создавать электронные уроки по своим предметам, разрабатывать электронные учебные пособия – словом, внедрять информационные технологии в повседневную практику.
Занимаются курсанты под руководством тьюторов – это и методисты РКЦ, и преподаватели Ставропольского государственного педагогического института, и собственные специалисты по информатике. За три года переподготовку в СШ № 21 должны пройти 999 человек из Ставрополя и поселка Демино. Не только учителя-предметники, но и специалисты городского ДДТ, районных домов детского творчества, школьные психологи.
В названии ММЦ вторая «М» означает «методический». И, может быть, это наиболее важная идея проекта. Каждый центр за три года создаст банк из наработок своих слушателей. Пользоваться им смогут все педагоги края. В СШ № 21, по свидетельству директора школы и руководителя ММЦ Александра Кизимы, процесс, как говорится, уже пошел. Обращаются за помощью будущие участники городского конкурса «Учитель года-2006», просто преподаватели. Опыт нарабатывается и одновременно используется.
Есть и готовая медиатека. В рамках проекта центр получил 68 SD-дисков с электронными учебниками по разным предметам и, кроме того, так называемый «мобильный класс». Это ноутбук, экран и проектор. Заказать комплект может любая школа краевого центра и провести по любому предмету урок с использованием информационных технологий. И не только урок. Можно подготовить видеоролик к тому же конкурсу «Учитель года». Можно создать виртуальные декорации для спектакля – в СШ № 21 уже играет в таких декорациях детская театральная студия… Скоро должны поступить компьютерные классы по физике, химии, биологии, открывающие для преподавания совершенно новые возможности. Нам показали работу электронного микроскопа. Навели его на цветок фиалки – и на экране монитора появилось изображение на клеточном уровне, со всеми характеристиками.
К слову: в СШ № 21 двадцать таких микроскопов, но к проекту ИСО они отношения не имеют. Школа выиграла их самостоятельно, участвуя в международной грантовой программе. А в качестве другого гранта получила оборудование для кабинета психологической разгрузки, которым сейчас пользуются и курсанты ММЦ. Еще здесь реализуется российско-канадский проект по адаптации детей-инвалидов. Такая активность и сделала возможным участие учебного заведения в проекте ИСО.
Если его реализация окажется успешной, в российской школе произойдет качественный скачок, который можно назвать революционным. Изменится мышление учителя, одно из самых консервативных в профессиональном мире. Педагог – вот парадокс – сравняется со своими учениками, которые давно уже живут в мире куда более современном и технологичном. Разговор на одном языке детей и взрослых сулит образованию многое…