00:00, 24 января 2006 года

Музейное отдернув покрывало

Праздники, однако, схлынули. Побывав недавно в музее, я увидела там лишь редких посетителей. Оно, в общем, понятно: день был будничный, взрослые работали. А что же школьники, студенты и их преподаватели?.. В конце концов, эрмитажная выставка имеет ценность не только эстетическую, культурную, но и познавательную, знакомит с различными эпохами, фигурами императоров, полководцев, героев, реальных и вымышленных. На фоне ее экспонатов можно вести уроки истории, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства. Когда еще предоставится такая уникальная возможность! Более того, эти уроки и лекции готовы проводить музейные педагоги, искусствоведы. Накануне открытия вернисажа его афиши, проспекты, приглашения были разосланы краевым музеем изобразительных искусств во все отделы культуры, образования администраций районов и городов, в вузы края. Цена билета для учащегося – 25 рублей.

Откликнулись город Михайловск, поселок Рыздвяный, детский дом села Балахоновского Кочубеевского района, ставропольские школы № 16, 18, 24. Это пока все.

Увы и еще раз увы!

Тема эта не нова. Примерно год назад директор музея Зоя Белая рассказывала на страницах нашей газеты об идее создания абонемента для школьников, к чему должны были подключиться разные учреждения культуры. Планировалось, что дети будут посещать по абонементам художественные выставки, театральные спектакли, музыкальные вечера в филармонии и т.д.

Краевой изомузей первым довел идею до воплощения. Были отпечатаны билеты, разработана тематика лекций, экскурсий, уроков с учетом школьных программ. Хотите - занятие по Пушкину, Достоевскому, Горькому – пожалуйста: в фондах имеются подлинники работ известных русских художников-графиков, иллюстрировавших произведения писателей. Изучаются события Кавказской войны, история царского дома Романовых – есть богатейший материал. Совместно с Главным управлением природных ресурсов и окружающей среды по Ставропольскому краю разработана программа «Искусство и экология» - знакомство с жанром пейзажа, с работами художников-анималистов, прикладным искусством…

На территории музея создан отдельный детский комплекс: выставочно-лекционный зал, специализированные библиотека, видео- и слайдотека, методический кабинет, игровая комната. Можно даже порисовать и полепить – материалы предоставляются. А можно заказать лекцию и передвижную выставку прямо в школу.

Абонементом воспользовались тысяча школьников. Для Ставрополя и края – немного.

Размышляя над ситуацией, З. Белая пыталась рассмотреть ее с разных сторон. По ее мнению, в краевом центре вряд ли наберется более тысячи человек, которые интересуются изобразительным искусством и регулярно посещают вернисажи. Возможно, это они и привели своих детей посмотреть на Эрмитажную коллекцию в рождественские праздники. Но, может быть, любителей изящных искусств и во все времена немного. Другое дело, что раньше в школах работало гораздо больше учителей-энтузиастов, влюбленных в театр, музыку или живопись. Они-то ходили с детьми на спектакли и выставки. Сейчас, говорила Зоя Александровна, учителя ссылаются на маленькую зарплату, на падение престижа их профессии, которые энтузиазма им не добавляют. Изменилась и атмосфера города. Ведя своих учеников на экскурсию, педагог беспокоится за их безопасность, не все хотят нести такую ответственность. Играет роль материальная сторона дела. Привезти школьников в Ставрополь из района – это потратиться на бензин, подумать о питании…

Но суть в том, что интерес детей к посещению музеев падает во всем мире. На это жалуются в таких благополучных странах, как Швейцария, Германия, Франция. Ребенок, выросший в новое время, проводящий полдня за компьютером, совсем другой, чем его ровесники из предыдущих поколений. Для него слова о встрече с подлинным искусством – часто просто слова. У него иной мир ценностей. То, что взрослые не хотят этого понимать как говорится, их проблема. Впрочем, многие уже начали понимать. Перестраивает работу с детьми Государственный Русский музей. У него есть свой сайт, есть и компьютерная программа «Виртуальный музей». Компьютерами сейчас, можно сказать, напичканы его залы и фойе. Школьники с удовольствием присаживаются к технике и часами бродят по виртуальному музею. Им так привычнее. Но большинство потом идет в какой-либо понравившийся зал и смотрит подлинники.

Эту же программу внедряют у себя изобразительные музеи Саратова, Нижнего Новгорода, Калининграда, Екатеринбурга. Сотрудники Государственного Русского выезжают туда в командировки и оказывают специализированную помощь. Техника приобретается за счет бюджетов субъектов Федерации. И это, конечно, главная закавыка. Ставропольские работники культуры и искусства уже давно предлагают принять целевую программу, условно называемую «Дети и культура», причем как на федеральном, так и на краевом уровнях. Там, по мнению Зои Белой, можно было бы предусмотреть средства на компьютеризацию музеев. Сделали же это для библиотек: теперь даже в районах они прилично оснащены и не потеряли молодых читателей. Правда, говорят, произошло это , когда пост министра культуры РФ занимал бывший директор библиотеки.

Мне кажется, что идея заслуживает внимания. Работать в ХХI веке по старинке, наверное, уже не могут даже люди, являющиеся хранителями исторической и культурной памяти.

Вот только не пришлось бы ждать, когда федеральное министерство культуры возглавит бывший директор музея…