Самый трудный бой впереди
Ни детства, ни старости
«У таких, как я, - рассказывает в своем письме в «Ставропольскую правду» В. Дронова из села Александровского, - ни детства нормального не было, ни старости спокойной не оказалось… Мой отец погиб на фронте. Мать была партизанкой, после войны не покладая рук от зари и до зари работала в колхозе. Нам, детям, тоже пришлось несладко. Питались впроголодь. Одевались кое-как. С семи лет я уже знала, что такое труд. В зрелые годы думалось: потом жизнь наладится. Но легче не стало… Одолели болезни. А тут еще, как назло, никак не могу решить вопрос с переаттестацией инвалидности, чтобы получать надбавку к пенсии. Без надбавки не прожить. А надеяться не на кого. Никто мне не поможет. Сын у меня тоже больной».
Даже несправедливое слово способно выбить пожилого (и не только пожилого!) человека из привычного мироощущения. Когда же речь идет о материальном благополучии, которого все нет и нет и неоткуда ему взяться, а белый свет будто клином сошелся на одних лишь неурядицах, тут уж всем нам впору криком кричать, а не рассуждать о геронтологических причудах возраста. Обидчивость наших уважаемых ветеранов имеет социальную подоплеку – вот что печально! Не слишком ли они драматизируют свое нынешнее существование? Нет, не слишком. Бедность и старость для многих, увы, как неразлучные сестры. Почему?
«Безбожно, не по-людски обошлось со мной и моими ровесниками, товарищами по несчастью, наше «демократическое» правительство, - считает пенсионер из села Апанасенковского Апанасенковского района И. Поправка. - Более сорока лет проработал я в колхозе и тем не менее из-за этой проклятой перестройки оказался по сути нищим. Наград нет (кто о них думал в те годы!), а без них мы не можем претендовать на звание «Ветеран труда», а значит, и льгот никаких. Неужели нельзя решить этот вопрос на краевом уровне?». «Сомневаюсь, что и реформирование пенсионной системы пошло нам на пользу», - это строки из письма жительницы Донского С. Гогулиной.
«Честно прожитые годы – вот и все наше богатство, - горько замечает ветеран труда Ф. Добробабин из Новоалександровска (в 2006 году он, кстати сказать, отметит 50-летие своей бессменной подписки на «Ставропольскую правду» - большое спасибо ему за это!). – Мы только и знали, что работали. Да еще и ночи прихватывали. И никто не роптал. Потому что понимали: так надо».
«А сейчас, - продолжает эту мысль М. Мартиросов из села Бешпагир Грачевского района (свое письмо он иронически озаглавил: «Забота о людях на демократический лад»), - от всех этих социальных экспериментов как раз и пострадали в первую очередь ветераны, чьим трудом создавалась наша экономика. Из-за постоянного повышения коммунальных тарифов и всеобщей дороговизны скоро бедолагам и вовсе придется отказаться от пользования плодами своего труда, которые находятся теперь в руках у капиталистов-монополистов».
«В советское время мне была назначена пенсия в 120 рублей. И мне ее хватало, потому что она соответствовала жизненному уровню, - пишет А. Смеловская из Новоалександровска. - Сейчас получаю 1551 рубль. Как можно на них просуществовать! Доказывать же свою правоту кому-либо из чиновников бесполезно. Предлагаю точно такую же пенсию платить зачинщикам перестройки».
Обесценивание сбербанковских вкладов, финансовые пирамиды, рыночная неразбериха – это тоже, естественно, не добавило ни достатка, ни спокойствия. «В 1993 году, - сообщает С. Машкова из Буденновского района, - я сдала четыре ваучера в инвестиционный фонд «Южный». На руках есть у меня сертификат на 280 акций. Нет только дивидендов! Не подскажете ли, где и как их получить?».
А постоянная деформация, скажем так, нравственных и социальных ценностей!.. «Хозяйская предприимчивость порицалась, а теперь восхваляется. Вечно воевали – то с нетрудовыми доходами, то с пьянством, то с бедностью... Только – без толку». Такая мысль тоже звучит иногда в откровениях людей старшего поколения. Смена идеалов здоровья им точно не прибавила.
Последствия иных идеологических и прочих кампаний кое-кому из них, возможно, до сих пор выходят боком. Вспомним хотя бы «борьбу», начатую одним «дальновидным» государственным деятелем. Производственника, в нетрезвом виде выловленного милицией на улице, наказывали если бы только зарплатой! Его перемещали в конец очереди на получение квартиры, не считаясь с тем, что это ведь был удар, может, даже непо-правимый и доныне, не только по нему одному – по всей семье!
Кто кому должен
Я чуть отвлекся? Едва ли… Ведь читая такие письма, поневоле думаешь: бедные, бедные люди! Жалко их. И обидно. Но я не разделяю мнение ряда авторов, что всему виной лишь нынешние катаклизмы. А разве прошлые не в счет? Не пристало ворошить историю в сослагательном наклонении, но все-таки… Насколько богаче было бы личное наследство наших ветеранов (заодно и нам с ними меньше было бы хлопот), если бы не различные революционные преобразования, нередко ценой человеческих жизней; если бы, отрывая от себя, не экспортировали мы за свой счет в другие страны социализм, оказавшийся теперь никому не нужным; если бы не странная национальная политика в отношении союзных республик… Впрочем, что ж теперь об этом! В конце концов не рядовые же труженики затевали те государственные проекты, ради которых они, «воодушевленные решениями партии и правительства», не жалели ни сил, ни средств, недополучив в итоге то, что сейчас имели бы. Так что в любом случае у государства долг перед ними, а не наоборот.
Как он выполняется, сей долг, мы уже знаем. «Решение этих вопросов находится в компетенции правительства РФ», - такой ответ получен редакцией от управделами администрации Кировского муниципального района Н. Лаптевой на письмо Ф. Горькового из поселка Комсомолец, в котором он жаловался на то, что пенсии и льготы у тружеников тыла явно недостаточные. Конечно же, со своей стороны и районная власть, и сельские администрации по мере возможности оказывают этой категории граждан различную помощь. Федору Андреевичу, например, предоставляются социально-бытовые услуги на дому. Ясно, что и при праздновании 60-летия Победы его тоже не забыли. Но этого, видимо, все-таки недостаточно, если человек обижается и чувствует себя обделенным.
«Вызываю на дуэль»
Но чего не отнять у людей старшего поколения (опять же делаешь вывод по редакционной почте), так это их обостренного чувства справедливости и активной жизненной позиции. Не опускаются у них руки. И не притупляется перо, за которое они берутся, чтобы поднять ту или иную проблему.
Результат, правда, не всегда достигается. Вот даже и в сообщении пресс-службы губернатора о работе с обращениями граждан, отмечается неудовлетворенность людей рассмотрением их заявлений местными органами власти: «жители края сообщают, что на их жалобы никто не реагирует, самое лучшее - это обещания без каких-либо по-следующих мер». Но, несмотря на это, письменный ручеек все-таки не пересыхает. Глядишь, куда-нибудь и пробьется.
Аж из Мурманской области прислал в «Ставропольскую правду» письмо ветеран труда А. Баюров: «Хлопочу насчет бывшей супруги – пенсионерки, инвалида первой группы, и своего сына. Три года назад купили они в Ессентуках домик и до сих пор в коммунальных службах никак не отрегулируют вопросы с обустройством на новом месте».
«Мы обещанного не три, а уже четыре года ждем», - бьет тревогу И. Рашников из села Просянка Петровского района. О чем речь? Его супруге Любови Ивановне, долгие годы проработавшей в средней школе, как, впрочем, и другим учителям, в течение ряда лет не выплачивались деньги за коммунальные услуги. «Другим через суд удалось взыскать задолженность, - пишет Иван Васильевич, - а жена в то время была уже на пенсии, и о ней, видимо, забыли. Местная власть все-таки обещала это дело исправить, но денег у нее каждый раз не находится».
- Чиновники, наверное, думают, что никогда не будут старыми, - не без иронии говорил посетитель общественной приемной «СП» житель Ставрополя В. Захаров. – Вот только не надо мне сейчас говорить: «Какие времена – такие и нравы». Уж лучше в обратном порядке искать эту причинно-следственную связь. А еще – почаще вспоминать, что каждого, в том числе и тебя, ждет старость. Новый ты русский или бомж, политик или простой смертный, начальник или работяга, а время у всех бежит в одном направлении… Если бы мимо!
Мудро рассуждает Владимир Григорьевич, а не учел почему-то одной разницы: кто сейчас успевает взять от жизни по максимуму, тот и в старости не останется без хлеба с маслом. Но большинство-то ветеранов живут по-другому.
Не будем торопиться с выводами по существу процитированных выше жалоб. Возможно, не всё в них однозначно. (Потому-то мы и направляем их в соответствующие ведомства для предметного рассмотрения и принятия конкретных мер). Но одно характерное обстоятельство все-таки очевидно: ветераны активней других в отстаивании своих прав. И это можно лишь приветствовать. Мы никому не нужны? Нас пытаются околпачить? Ничего, мы сумеем сами за себя постоять!..
Что на этот раз побудило, например, обратиться в редакцию нашего постоянного автора, инвалида войны, участника битвы за Москву, общественного помощника главы администрации города Ставрополя Л. Литвинцева? У него есть претензии к «Ставропольгоргазу», необоснованно, по мнению Леонида Георгиевича, выставившему счет на оплату за техобслуживание: «И я этот факт так просто не оставлю. С инвалидами войны шутки плохи. Не люблю жульничества! Горожане не печатают деньги дома. Откуда они возьмутся у инвалида войны, чтобы оплачивать этот оброк?».
Но не все, конечно, в состоянии «воевать», «вызвав старость на дуэль». Если нет здоровья, то тут уж хотя бы выжить – и то хорошо, не то чтобы бороться… Как там поется в песне – «Последний бой, он трудный самый». Очень хочется сказать тому или иному ветерану: ну пожалуйста, выдержи этот последний бой, продержись еще чуток – до подхода …лучшей жизни! Но опять же… Будет ли она лучшей? И когда? Все ли успеют ее дождаться?
За молодежь обидно
Вот еще одна примечательная особенность, которую нельзя не заметить. «Мы-то уж ладно: пожили! Как-нибудь потерпим-перебьемся. А вот за молодежь обидно и тревожно. Что будет с нею?», - это беспокойство нет-нет да и сквозит-просачивается в читательских письмах. Сделаем оговорку: в любом возрасте лучше не «перебиваться», а жить полноценно и без лишних трудностей. Но как все-таки прекрасно это естественное желание человека видеть своих преемников и наследников более достойными и более счастливыми, чем ты сам!
«Я искренне порадовался за жителей села Новоблагодарного Предгорного района, которые недавно отметили 125-летие своей малой родины, - пишет инвалид Великой Отечественной войны Ф. Савин. - У них прекрасная художественная самодеятельность, замечательный Дом культуры. А в нашей станице Суворовской, где проживает гораздо больше людей, теперь уже нет своего Дома культуры и нет, естественно, ни кружков, ни самой самодеятельности. Он продан другим хозяевам. В этом здании теперь все перестроено на другой лад. Сделан не то бар, не то еще что-то для свадеб. Но где, скажите, молодежи проводить время? Не отсюда ли пьянство и правонарушения? Пришла зима - и парни опять будут греться сорокаградусной».
* * *
Письма для газеты – та же информация (о том, что думают люди, что их радует и волнует). На этот раз она вышла, в общем-то, невеселой. Но куда деваться: какая есть!
Пока перечитывал письма и свои заметки, мелькнула мысль: сегодня после работы надо будет определенно забежать к знакомым старикам. Что-то давненько нет от них никаких вестей: может, заболели? Или завтра их навестить? Нет, лучше все-таки сегодня.