Очень кушать хочется…
Не так уж много на Ставрополье крепких сельхозпредприятий, которые не просто имеют стабильную экономику, но еще и развиваются на зависть соседям. Местные власти на такие хозяйства буквально молятся: ведь речь идет о солидных налоговых отчислениях, занятости населения, о поддержке социальной инфраструктуры сел. В районах края давно развенчан миф о «добрых инвесторах», многие из которых, дорвавшись до колхозного руля, оставляли после себя лишь пепелище. И, надо честно признать, нередко руку к разорению прикладывали руководители, умышленно разрушая производство и разворовывая собственность, чтобы в один непрекрасный день сказать: все, ребята, без инвестора нам не жить…
Скорее, исключениями являются случаи, когда идет обратный процесс и серьезно «больное» хозяйство удается вытащить на свет божий без сомнительной помощи варягов и даже поддержки государства. И не просто вытащить, а вывести в число преуспевающих. Яркий тому пример - СПК колхоз им. Кирова, базирующийся в селе Нины Советского района.
В 1997 году его председателем был избран Григорий Коротенко – «свой человек», ранее работавший в хозяйстве главным агрономом. Прежний руководитель – Н. Воронков – сначала написал заявление «по собственному», а затем неожиданно получил назначение на должность главы Арзгирского района. Многие до сих пор гадают: за какие заслуги? Н. Воронков покинул колхоз им. Кирова, когда тот был в долгах как в шелках – около 5,5 млрд. рублей («старыми»), только задолженность по зарплате – 18 месяцев. Как говорит новый председатель Г. Коротенко, особенно его поразило полное отсутствие кормов на фермах: не было даже соломы на подстилку. Да и скот весь больной туберкулезом, пришлось ликвидировать поголовье и в дальнейшем закупать здоровых буренок в Ивановской области. (Ну да дело прошлое – Н. Воронков уже на пенсии, но фамилия эта в нашем рассказе еще всплывет).
Сегодня колхоз им. Кирова - в списке лидеров сельхозпроизводителей края. А по итогам прошлого года он вошел в рейтинг 100 лучших хозяйств России. «Кировчане» в нынешнем году собрали 42,2 тыс. тонн зерна(!) при урожайности 44 ц/га, доярки надаивают с каждой фуражной коровы ежедневно 12 кг молока (в несколько миллионов обошлось современное доильное оборудование, капремонт МТФ, купили кормодобывающий комплекс), тут очередь на каждую вакансию, поскольку зарплата достигает 6-7 тысяч, не считая различных доплат и бесплатного зерна. А работящие трактористы имеют зарплату в 10 тысяч плюс, как правило, 40-50 тонн зерна. Ну и само собой разумеющееся – арендная плата за земельные паи довольно высокая по краевым меркам.
Можно было бы долго говорить об успехах, но на сей раз не в этом состоит цель публикации (к сожалению). В колхозе неожиданно для многих возникла конфликтная ситуация, связанная с выборами председателя. Организована группа, настаивающая на отставке Г. Коротенко. В роли руководителя себя видит Т. Зингер, бывший главный зоотехник колхоза, пенсионер, на роль его заместителя претендует С. Воронков, «малый» предприниматель, - сын отставного председателя. Проводятся собрания в отделениях колхоза, распространяются листовки против Г. Коротенко, в общем, идет агитация, смысл которой: «все разворовано и продано».
О конфликте я узнал из коллективного письма (подписали одиннадцать человек), направленного в адрес редакции «Ставропольской правды». В письме, в частности, говорится: «Наше крепкое хозяйство представляет огромный интерес для всякого рода «инвесторов» и проходимцев, они уже не однажды пытались влиять на экономическую политику колхоза, предлагая разную «помощь», от которой, слава Богу, наш председатель Г. Коротенко всегда отказывался. Речь идет о выходцах из соседних республик. Многие сельхозпредприятия края уже расплатились за такую «помощь» - лежат в руинах...
Да, есть недовольные в колхозе председателем Г. Коротенко, который не терпит лодырей и пьяниц, наказывает их рублем. И правильно делает. Они и есть «пятая колонка» в колхозе, распространяют всякие небылицы. Таких людей - кого за бутылку, кого, заманивая обещанием должности, и используют охотники до чужого добра всякий раз, когда хотят прибрать к рукам хозяйство...».
Конфликт разгорелся еще в феврале, когда на очередном собрании колхоза на должность председателя был переизбран Г. Коротенко - причем подавляющим большинством голосов. После этого последовал судебный иск двух колхозников из «протестной группы», чьи интересы по доверенности представлял С. Воронков, не скрывавший, что намеревался выдвинуть свою кандидатуру в председатели.
Истцы просили признать незаконным решение собрания. (Кстати, по закону и по уставу сельхозпредприятия С. Воронков не может рассчитывать на председательское кресло, поскольку не является членом СПК, т. е. его работником). Трудно комментировать все претензии, высказанные в заявлении. Ограничимся решением Советского райсуда: он в иске отказал. А вот краевой суд, рассмотрев кассационную жалобу, встал на сторону «протестантов», усмотрев, в частности, нарушение в подготовке к собранию. В общем, как бы ни искали сторонники Г. Коротенко изъяны в определении крайсуда, с Фемидой спорить трудно. То есть собрание нужно проводить еще раз, и это будет сделано в ближайшее время. На сей раз у протестной группы, как я уже говорил, другой вождь – Т. Зингер.
Я с ним беседовал. И, признаться, ожидал, что Теодор Теодорович держит наготове кучу «компромата», но был разочарован. По сути, он высказал лишь одну крупную претензию: Коротенко-де не по-хозяйски распорядился землей – взял и сдал ее в субаренду пятигорской фирме «Нина». И вот теперь эта фирма станет стричь купоны, а вкалывать на земле будут по-прежнему колхозники.
- Это четвертая часть наших земель. Значит, туда (т.е. в фирму. – А.В.) уйдет четвертая часть выращенного зерна, туда уйдет каждый четвертый рубль прибыли – уйдет от колхозника! – без-апелляционно заявил Т. Зингер.
Здесь стоит пояснить, что речь идет о 4100 гектарах (всего в колхозе 17,3 тыс. га), но только эта земля не принадлежит колхозу – она «казенная», из районного фонда перераспределения. А колхоз ее лишь арендует. И вот недавно действительно сдал в суб-аренду (причем на законных основаниях) фирме «Нина», которая специализируется на переработке зерна и производстве хлебобулочных изделий. Как пояснил в беседе со мной Г. Коротенко, колхоз с мая обрабатывает эти земли по договору с «Ниной», но речь не идет о том, чтобы даром пахать на «дядю». Сотрудничество строится следующим образом: фирма перечисляет колхозу деньги (в этом году 3 миллиона) на его нужды, в частности, покупку солярки, а СПК, в свою очередь, поставляет «Нине» зерно. Не даром. И, разумеется, фирма платит по счетам за все сельхозработы. А интерес ее в том, чтобы иметь гарантированный источник поставок.
- Я десять раз это уже объяснял «инициативной группе», - говорит Г. Коротенко, - но все бесполезно. С февраля мне начали звонить неизвестные. Предлагали «уйти по-хорошему» - встретиться, обсудить кандидатуру преемника на мою должность. Я отказался. Возникла группа недовольных. Затем иск в суд. Потом были еще звонки с угрозами, что- де затаскаем по милициям, будут проблемы с налоговой инспекцией, а в конечном итоге, если не уйдешь с поста – посадим. Уже возникли проблемы с обеими структурами, в частности, налоговая провела проверку, нашла нарушение – с ее точки зрения – по уплате НДС, взыскана довольно крупная сумма. Кстати, она уже уплачена. Но я не сомневаюсь, что решение налоговиков будет отменено арбитражным судом, куда уже готовится жалоба моими юристами. Так что все очень серьезно, и буду только рад, если все «мероприятия», направленные против меня, не звенья одной цепи. Кому-то очень хочется кушать, а СПК – лакомый объект. Лично мне ничего не нужно, я знаю, что колхоз – не наследство. Людей жалко, которые могут быть обмануты, а их труд и мой тоже – разворован…
Кстати, беседуя с Т. Зингером, я задал такой вопрос: что он в качестве нового руководителя колхоза (если, конечно, изберут) готов предложить людям, учитывая, что предприятие все-таки вполне благополучное. Т. Зингер задумался, а потом выдал:
- Я могу предложить честно работать, честное отношение к людям. И что заработать – то получать. Причем делить все это должен не один человек…
Вот и вся программа. Как говорится, без комментариев.
Районные власти с тревогой ожидают, чем закончится конфликт, а вернее, грядущие выборы.
- Не скажу, что мне очень комфортно работается с нынешним председателем, - комментирует ситуацию глава администрации муниципального Советского района И. Пальчиков. – Он, Григорий Павлович, человек с характером. Но, чего не отнимешь, прекрасный хозяйственник, о чем свидетельствуют показатели колхоза. Я как глава заинтересован в таких управленцах и не скрывал этого, когда меня попросили выступить на февральском собрании. Я сказал колхозникам: ваш председатель имеет недостатки, упущения в работе, но он порядочен по отношению к людям. Будь он предателем, то за эти годы мог так «сдать» хозяйство, что сейчас от него остались бы одни воспоминания. Таких примеров по краю – полно. Я бы не хотел получить такой «пример» у себя в районе…
Впрочем, от желания главы по нынешним временам уже мало что зависит…