Что может муниципальная власть? Конкретно – для хутора или станицы, для каждого жителя. Ответ и прост, и сложен. Прост, потому что ее полномочия четко очерчены законом. А сложен, так как зависит от финансовых возможностей. Для многих, если не для большинства, особенно сельских, муниципальных образований главным источником дохода является земельный налог. Но все ли в будущем году получат его в полном объеме? Сомнения в этом нередко звучат в последнее время. Какие для них есть основания? Вот точка зрения председателя Государственной Думы Ставропольского края. Юрий Гонтарь: искать виновных будем потом

– Да, действительно, положение сложное. Уже с этого года земельный налог полностью поступает в бюджеты муниципальных поселений. И это для них действительно один из главных доходных источников. В целом по краю он составляет более 640 миллионов рублей. В следующем году этот налог также полностью пойдет в бюджеты муниципальных образований. Но взиматься будет по новой системе. В основу его расчета ляжет кадастровая стоимость земельного участка.

В районах края все земли закреплены за городскими поселениями, селами, станицами, сельсоветами. Это значит, что, к примеру, в границы поселка входят как собственно его земли, так и земли прилегающих сельскохозяйственных и других предприятий и организаций. Все они также будут платить земельный налог в поселковый бюджет.

– А нужных данных для расчетов до сих пор нет?

– Не совсем так. Часть задачи решена. Проведена кадастровая оценка укрупненных массивов. Специалисты называют их кварталами. Определена цена одного квадратного метра земель поселений и одного гектара сельхозугодий. Но для налогообложения нужно определить и представить сведения о кадастровой стоимости каждого конкретного участка и о его хозяине, будь то юридическое или физическое лицо. Вот эта работа в крае пока еще далека от завершения. И если ее немедленно, до начала следующего года, не выполнить, не передать полный банк данных в налоговые органы, сбор земельного налога может оказаться сорванным и многие муниципальные образования останутся без денег. Последствия, думаю, понятны.

– Что же мешает собрать нужные данные?

– Во-первых, это очень объемная работа, она требует много времени. В крае почти 600 тысяч владельцев земельных паев, сотни тысяч домовладений, тысячи предприятий и фирм.

А во-вторых, работы по сбору сведений о владельцах земельных участков требуют денег. Юридические лица оплачивают эти работы сами. А о гражданах и бюджетных организациях побеспокоиться должны местные власти. Но сегодня далеко не все муниципалитеты имеют необходимые средства и возможности, многие из них не выполняют планы по бюджетным доходам.

По состоянию на середину октября, муниципалитеты за-ключили со специализированными организациями около 220 договоров на подготовку сведений о владельцах земельных участков для их постановки на кадастровый учет. Часть договоров проавансирована. Но есть руководители, которые выжидают, надеясь, что расходы возьмет на себя краевой бюджет. Надо признаться, в их числе и главы тех муниципалитетов, где с доходами все в порядке и можно было бы оплатить работы самостоятельно. Ведь именно муниципалитеты в первую очередь заинтересованы, чтобы земельный налог поступал в полном объеме.

– Так почему же не платят?

– Наверное, не хотят попасть в ситуацию, когда соседу край поможет, а он свои средства поторопился потратить. Ведь тоже мог помощь получить.

Но сейчас речь должна идти не об этом. Разбираться, искать виновных, принимать к ним меры будем потом. Сейчас главное в кратчайшие сроки рассчитаться с подрядчиками, ведущими инвентаризацию земельных участков. Нужно, чтобы они успели в срок передать данные территориальной структуре агентства «Роснедвижимость», а те – налоговым органам.

Это необходимо сделать, еще раз повторю, во что бы то ни стало. Мы, край, работающий по 131-му федеральному закону уже почти год, зная эту первостепенную задачу, допустить провала не можем и не имеем права. С нашей стороны это была бы непростительная халатность, если не нечто большее.

Думский комитет по аграрным вопросам провел с заинтересованными организациями, специалистами и руководителями целую серию мероприятий, нацеленных на то, чтобы не сорвать документальную подготовку к сбору земельного налога. Этой проблемой занимаются губернатор края Александр Черногоров и вице-губернатор Борис Калиничев. Дискредитации муниципальных властей и реформы местного самоуправления мы допустить не можем. И не допустим. Хотя счет уже пошел на дни, поскольку представительные органы местного самоуправления до 1 декабря должны принять и опубликовать дифференцированные налоговые ставки для земель различного назначения. И каждый владелец земли за месяц до наступления налогового периода, то есть до 1 января 2006 года, должен знать, по каким правилам и какой налог ему предстоит платить.

– Какой же выход вы предлагаете? Где деньги-то брать?

– Пожалуй, единственный путь – незамедлительная помощь из бюджета края. Путь этот не совсем корректен с правовой точки зрения. Но мы вынуждены поступить именно так, чтобы не оставить муниципалитеты без бюджетных доходов.

Как раз сейчас в Думе рассматривается внесенный краевым правительством проект закона об изменениях в бюджет края на текущий год. На прошлой неделе проблема земельного налога обсуждалась мною с губернатором и вице-губернатором. Есть основания полагать, что краевое министерство финансов к предстоящему 27 октября заседанию Думы определит источник и механизм оказания финансовой помощи муниципалитетам. Деньги можно направить им через краевой фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Рассматривается и вариант возмездной помощи. То есть край дает местной власти возвратный кредит со сроком погашения, скажем, до конца 2006 года.

Одновременно хочу еще раз напомнить руководителям муниципалитетов, что земельный налог для них – это финансовая основа решения большинства возложенных задач. А потому необходимо, чтобы там, где объективно имеются ресурсы и нет причин затягивать, незамедлительно были приняты самостоятельные меры по созданию банка данных по учету земли.

(Соб. инф.).