Вчера в комитете по социальной политике ГДСК состоялся круглый стол по обсуждению проекта закона «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае». В нем приняли участие депутаты, представители правительства и муниципальных органов власти, работники министерств и ведомств, практические врачи. Вел заседание председатель комитета Виктор Лозовой.

Проект закона «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае» Дума приняла в первом чтении в июле нынешнего года. С целью широкого обсуждения среди населения и медицинских работников его текст был опубликован в «Ставропольской правде». В течение двух месяцев в адрес депутатов поступило около 150 письменных и устных обращений, касающихся различных положений законопроекта. Для обобщения всех мнений, предложений и замечаний было решено создать рабочую группу, а также обсудить их на круглом столе.

Новый закон «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае» вызван к жизни реформой местного самоуправления и ее пилотной реализацией на Ставрополье. Как известно, с 1 января 2005 года ставропольские медики работают в условиях разграничения полномочий между государственными и муниципальными лечебными учреждениями. Новый закон и призван закрепить изменившиеся права и обязанности всех участ-ников этого процесса, включая и пациентов.

Участники круглого стола высказали немало критических замечаний к тексту законопроекта. Прежде всего отмечался его относительно декларативный характер, непрописанность механизма финансового обеспечения новых взаимоотношений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Территориальная программа госгарантий бесплатной медицинской помощи тоже не отличается большой ясностью, отмечалось на заседании, а потому очень часто и у врачей, и у больных возникает вопрос: кто должен платить за лечение, за консультирование, за медосмотр – бюджет, страховая компания или сам пациент. Нужно, чтобы была четкая регламентация оказания платных медицинских услуг, зависимости тарифов ОМС от изменения рыночных цен и т.д.

В выступлениях представителей муниципальных лечебных учреждений звучала тревога: хватит ли средств у местной власти для организации нормальной работы первичного звена охраны здоровья населения, что будет с краевыми целевыми программами, с обеспечением больниц и поликлиник оборудованием в условиях работы по-новому. В законопроект, по их мнению, следует добавить пункты о возможности финансирования ЦРБ, участковых больниц и амбулаторий не только из местных, но и из других источников.

Мало в законопроекте уделено внимания и такой важнейшей сфере здравоохранения, по мнению участников обсуждения, как профилактика заболеваний, диспансеризация, пропаганда здорового образа жизни.

Новый закон призван помочь здравоохранению края подняться на новую высоту. Но чтобы это случилось, нужны высококвалифицированные специалисты, способные осваивать самые современные технологии диагностики и лечения. Для этого врачам и медсестрам надо постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки. Но за чей счет они должны учиться? На этот вопрос обсуждаемый законопроект тоже не дает конкретного ответа.

Говоря о защите прав пациента, подчеркивали участники круглого стола, нельзя забывать и о правах врача. Надо, чтобы в новом законопроекте были полнее раскрыты принципы страхования медицинских работников и от профессиональных травм, и от врачебных ошибок, меры их социальной поддержки в случае потери здоровья. Не мешало бы отразить в законе и проблемы оплаты труда медиков и других форм их социальной защиты.

Ольга НЕРЕТИНА