Жизнь и смерть полковника Федорова
Вместе с Александром Федоровым я проработал с 2002 по 2004 год, - рассказывает начальник Управления ФСБ РФ по СК генерал-лейтенант Олег Дуканов. - Он отвечал в управлении за основной блок нашей работы – блок борьбы с терроризмом. Учитывая достаточно напряженную ситуацию в оперативной, политической и социальной обстановке на Ставрополье в то время (хотя она и сейчас непростая), реально существовавшую угрозу терроризма, я считаю, что нам удалось правильно организовать работу в этом направлении. Специфика нашей службы такова, что о многом можно говорить только спустя годы. Как бы то ни было, можно констатировать: мы не допустили на Ставрополье террористических актов в 2002 году; два теракта в 2003 году были раскрыты, а их организаторы и участники задержаны и осуждены. Прошлый год нам удалось избежать терактов – и во многом это заслуга полковника Федорова.
Александр Федоров родился в небольшом селе Морки Марийской АССР. Окончив авиационный институт в Харькове, переехал на Ставрополье. Работал мастером, сперва - на заводе автоприцепов, затем – на изобильненском предприятии «Атлант», где стал заместителем начальника цеха. Однако вскоре Александра Федорова перевели в Изобильненский райком комсомола, и спустя год, в 1980 году, он был избран первым секретарем РК ВЛКСМ. Вспоминая те годы, друзья и соратники Александра Федорова по комсомольской работе говорят, что были весьма удивлены его решением поступить на службу в КГБ СССР: весельчак, душа компании – его образ никак не вязался с организацией, которую в советские годы не только уважали, но и откровенно побаивались.
- Поймите правильно, - рассказывает заместитель главы администрации Ставрополя Валентина Муравьева, которую связывали с Александром Федоровым не только совместная работа в Изобильненском районе, но и долгие годы теплой дружбы, - он никогда не был рубахой-парнем, его всегда отличала сверхответственность. Но при этом он был настолько доступным, открытым и обаятельным человеком, что мне поначалу казалось: работа в комитете госбезопасности не для него. И только спустя годы я поняла, что именно здесь он смог полностью реализовать себя. Что касается меня, то я всегда преклонялась перед его глубочайшей порядочностью и надежностью – недаром, когда мы встречались, у меня возникало чувство, что за ним как за каменной стеной.
Начинал Александр Федоров службу в госбезопасности в должности оперуполномоченного, а затем постепенно прошел практически все ступени служебной лестницы, накопив к моменту последнего назначения исключительно ценный практический и управленческий опыт. Он как никто знал специфику края, поскольку ему пришлось служить во многих районах Ставрополья. Об эффективности его работы свидетельствуют и награды – медали «За отличие в военной службе» 3-х степеней, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.
Ответственность, работоспособность, высокая самоорганизация, профессионализм, требовательность к себе и подчиненным - вот те качества, которые называли все, с кем довелось беседовать об Александре Федорове. А еще – удивительная чуткость, неравнодушие к чужой беде и вера в будущее, вера в человека.
- В нашем управлении есть внештатная структура, - продолжает Олег Дуканов, – аттестационная комиссия, где решаются различные вопросы, касающиеся судеб сотрудников: не только позитивные - повышение в должности или направление на учебу, но и достаточно жесткие - вплоть до увольнения. Александр Федоров был председателем этой комиссии. И могу сказать точно, что он никогда не был равнодушным ни к одному из подчиненных, принимал объективные и взвешенные решения. Судьба коллег всегда была для него на первом месте. И хотя я понимаю, что незаменимых или идеальных людей нет и не бывает, для меня Александр Федоров был тем «почти идеальным» подчиненным, на которого можно было всегда положиться, зная, что он не подведет. А за два года совместной работы он стал мне еще и близким, хорошим товарищем…
Был Александр Федоров, по определению Олега Дуканова, и «почти идеальным» начальником. Как у любого хорошего руководителя, приказ у него звучал как просьба, но выполнялся беспрекословно. В душу сотрудников, что называется, не лез, но сам душой болел за каждого. «Он не ходил на службу, а служил, и пытался обратить всех подчиненных, в «свою веру», что именно так надо работать, - вспоминают многие его сослуживцы. – Он мог быть суровым, но это была строгость отца-командира».
- О профессиональных качествах полковника Федорова можно рассказывать долго, - говорит начальник отдела по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Владимир Чекарев (именно его отдел курировал Александр Федоров), – но больше запомнилась его человечность. Бывают люди, вспоминая о которых, хочется ограничиться одной фразой. Мол, что поделать, и с такими приходилось общаться или работать. А Федоров был другим. После его смерти я поставил в шкаф за стеклом большую пачку его фотографий. Спустя год у меня осталась только одна из них: мне пришлось раздать фотографии посетителям, тем, кто помнил о нем и хотел сохранить эту память.
Умер Александр Федоров третьего октября прошлого года. Его смерть, по словам друзей, сослуживцев и близких, стала полной неожиданностью для всех. Никогда не жаловавшийся на собственное здоровье, не признававший больничные и отпуска, он казался сделанным из кремня. Но - не выдержало сердце…
На открытие памятника Александру Федорову, которое состоялось в Изобильном в годовщину его смерти, приехали люди со всего края. Говорили о том, что везде, где приходилось работать Александру Федорову, он умел оставлять не врагов, а друзей. В память о его заслугах перед Отечеством, жителями и администрацией Изобильного принято решение переименовать в северном микрорайоне города улицу Командорскую, присвоив ей новое название – улица «А. Федорова».