Российское образование реформируется, модернизируется, меняется системно и структурно. О том, какие перемены ожидают школы краевого центра, мы побеседовали с начальником управления образования администрации Ставрополя Валентиной Новиковой.

– Валентина Ивановна, в 2005-2006 учебном году край начинает переходить на профильное обучение в старших классах. Однако для Ставрополя это ведь не в новинку? Классы с углубленным изучением отдельных предметов здесь стали открываться еще в девяностые годы...

– Толчком для этого процесса послужило тогда создание на базе отдельных школ лицеев и гимназий, которые стали сотрудничать c вузами и углубленно готовить выпускников к поступлению в них. Первыми в этом направлении начали работать гимназия № 25, лицей № 14, школа № 1, лицей № 8, другие общеобразовательные учебные заведения. Каждое шло своим путем, а все вместе наработали определенный опыт, востребованный и семьей, и обществом. Достаточно сказать, что в прошлом учебном году в ставропольских школах было 77 профильных классов. Наибольший процент поступления в вузы дают именно их выпускники.

– В недавно утвержденном новом базисном учебном плане (БУПе) значится 12 профилей. Какие чаще всего «заказывают» дети и родители?

– Социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, информационно-технологический… Востребован и универсальный – для тех, кто пока не определил сферу интересов и будущей деятельности. От спецклассов, которые открывались когда-то в девяностые годы, нынешние отличаются дифференцированным подходом: увеличение часов по профильным предметам предусматривает уменьшение их по другим дисциплинам.

Однако когда мы составили образовательную карту города, то увидели в открытии профильных классов некоторую стихийность. Преобладают одни и те же направления, многие школы имеют в качестве «джентльменского» набора все тот же юридический класс, экономический, физико-математический…

Участвуя в краевом конкурсе проектов реструктуризации сети образовательных учреждений, управление образования Ставрополя предложило три основные модели школ.

Одну из них – территориальную – мы намерены реализовать в Юго-Западном и Северо-Западном микрорайонах. Например, в Юго-Западном гимназия № 24 в соответствии с этой моделью будет принимать десятиклассников из близлежащих школ и давать им социально-гуманитарное и художественно-эстетическое образование. А в школу № 21 пойдут старше-классники, которые хотят получить углубленные знания по информационно-технологическим дисциплинам. Лицей № 35 будет набирать на социально-экономический, индустриально-технологический и химико-биологический профили, СШ № 29 – на физико-математический и оборонно-спортивный. Такую же широкую образовательную среду мы организуем и в Северо-Западном микрорайоне.

– Чем обусловлен этот выбор?

– Наличием именно в данных учебных заведениях и специалистов высокой квалификации, и материальной базы, и наработанного опыта.

Еще одна модель – образовательные комплексы. Они могут состоять из школ в сотрудничестве с вузами, колледжами, учреждениями дополнительного образования. Примерами таких учебных заведений являются гимназия № 25, сотрудничающая с СГУ, или лицей № 14, работающий совместно с СГУ, Малой академией наук Дворца детского творчества и школой для одаренных детей «Поиск».

Третья модель – старшая профильная школа, примером которой сегодня может служить вечерний лицей.

– А «просто школы» в городе останутся?

– Они тоже имеют право на существование. Это будут школы с так называемыми универсальными классами. Планируем также создать и две основные школы-девятилетки, сегодня их в краевом центре нет.

– Нарисованная вами картина сразу вызывает мысль о том, что старшеклассники будут не ходить в свои учебные заведения, а ездить, причем много. На уроки, на вечера, на дополнительные занятия и т.д. Не оттолкнет ли это родителей?

– Дети и сегодня ездят в те школы, лицеи, гимназии, которые дают прочные знания и хорошо готовят в вузы. Просто выбора у ребят станет больше.

– А хватит ли учащихся под 12 профилей? Как в Ставрополе с демографией?

– Картина сегодня довольно благополучная. Стандарт не только российский, но и мировой, – на одного учителя должно быть 17 учеников. У нас – 15, почти норма. В прошлом году в некоторых школах было по 6-7 выпускных одиннадцатых классов, по нескольку девятых.

Хватит у нас и педагогических кадров высшей категории для преподавания в профильных классах, среди которых есть и кандидаты наук. 152 учителя сейчас учатся в магистратуре СГУ. Имеется хорошая материальная база – компьютерные классы, библиотеки, медиатеки. В городе работают ведущие вузы края – одним словом, мы смотрим в будущее уверенно.

– Когда начнется реструктуризация ставропольских школ, о которой вы рассказали нашим читателям?

– Она рассчитана на период до 2010 года. Я считаю, что спешить в этом вопросе не следует. Первое, что мы намерены сделать, – это проводить разъяснительную работу с родителями, заказчиками образовательных услуг, объясняя им преимущества обучения их детей в профильных классах, вы-слушивая и их мнения.

Лариса ПРАЙСМАН