00:00, 19 августа 2005 года

Развод оказался болезненным

К разделению больниц и поликлиник на государственные и муниципальные и разграничению полномочий между ними в крае начали готовиться загодя – с апреля 2004 года, когда первое знакомство с новым законом показало, что он очень «сырой» и может негативно отразиться на медицинском обслуживании населения. В минздраве была создана специальная комиссия, которая рассматривала все аспекты предстоящей реформы, разрабатывала необходимые нормативно-правовые документы. Реальный «развод» начался первого января нынешнего года.

Он во многом оказался болезненным. Надо было разграничить лечебные учреждения, оказывающие специализированную и первичную медико-санитарную помощь, передать часть ЛПУ из муниципальной собственности в государственную и наоборот. Главным камнем преткновения стали вопросы финансирования, особенно в части обеспечения территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Расходы, связанные с передачей имущества, переименованием и перерегистрацией медучреждений, нигде не были заложены. К тому же структурные преобразования, изменение принципов бюджетирования, перераспределение материальных ресурсов – все порождало проблемы. Совместно с минфином СК и финуправлениями городов и районов был подготовлен консолидированный бюджет отрасли здравоохранения на 2005 год с передачей расходных обязательств местным органам в части оказания скорой и первичной медицинской помощи, а также медпомощи женщинам в период беременности и родов. А на краевой бюджет ложилось обеспечение медпомощи в специализированных ЛПУ.

За прошедшие месяцы центральные районные больницы и другие ЛПУ, являющиеся юридическими лицами (стоматологические поликлиники, участковые больницы, врачебные амбулатории), в 26 районах края были переданы из государственной собственности в муниципальную – всего 45 медучреждений. А специализированные ЛПУ из муниципальной собственности должны перейти в государственную или присоединиться в качестве филиалов к соответствующим госучреждениям здравоохранения.

Дело осложняется тем, что практически все вновь образованные филиалы, которые до того входили в состав многопрофильных больниц, оказались не готовы к тому, чтобы существовать автономно, - в них нет пищеблоков, гаражей, лабораторий и прочих вспомогательных служб. К тому же оборудование и другая материальная база морально и физически устарели, помещения нуждаются в ремонте, а лечебно-диагностическая аппаратура – в замене. Не хватает и санитарного транспорта.

Был принят краевой закон, наделяющий органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в деле организации специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах. Определен и перечень муниципальных образований, которые имеют эти полномочия. Это Апанасенковский и Предгорный районы, города-курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, а также Ставрополь.

Процесс реорганизации продолжается. Кое-где эта работа идет медленно. Минздрав и министерство имущественных отношений края не раз направляли письма главам муниципальных образований с напоминаниями, что пора принять решение о передаче намеченных муниципальных ЛПУ государству. Но это сделали пока только в Кисловодске и Железноводске. Не торопятся в Пятигорске и Ставрополе, что осложняет исполнение бюджета здравоохранения.

Непростая ситуация сложилась в Буденновске, где ЦРБ давно функционирует как межрайонное лечебное учреждение, обслуживающее жителей всей восточной зоны края. Поэтому решено выделить из этой больницы госучреждение «Буденновский центр организации специализированных видов медицинской помощи». Однако возникли трудности в связи с тем, что были созданы городской округ и муниципальный район.

Тем не менее, несмотря на сложности, связанные с реализацией 131-го федерального закона, здравоохранение Ставрополья, отмечалось на коллегии, по-прежнему занимает прочные позиции на Юге России, являясь лидером внедрения индустриальной модели управления качеством лечебно-диагностического процесса.