Даже столь короткие – трехдневные – гастроли Московского драматического театра «Модернъ» успели по-настоящему всколыхнуть ставропольскую публику. Все три вечера в зале Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, на сцене которого играли москвичи, буквально яблоку негде было упасть. Аплодисменты, цветы, восторженные отзывы – всего этого тоже было в избытке. Но не только новизна, свежесть встречи с незнакомым театром тому причиной. Главное – на сей раз мы увидели высокопрофессиональную работу, без скидок на провинцию, которая «все схавает». Воспоминания о прошлогодней халтурной антрепризе вселяли тревогу. Но, к счастью, нынче нам повезло гораздо больше. Пресс-конференция «Модерна» – директор театра К. Крок, заслуженные артисты России О. Царев, С. Пинегин, Е. Староду

Театр «Модернъ» появился на культурной карте столицы 15 лет назад. Труппу составили выпускники Щепкинского театрального училища – последнего курса, подготовленного народным артистом СССР М. Царевым. А возглавила театр (тогда еще студию) и по сей день бессменно им руководит талантливая и обаятельная женщина, народная артистка РФ Светлана Врагова. Коллектив сумел не только не затеряться на пестром московском театральном небосклоне, но и выйти в число лидеров, обрести популярность и собственного зрителя. Все это возможно лишь при наличии четко выраженной творческой позиции. Таковая обозначена в названии «Модернъ», а это слово здесь толкуют как «авангард с серьезными культурными традициями, связь современности с классикой». После знакомства с показанной в Ставрополе частью репертуара я бы еще подчеркнула очевидную патриотическую направленность работы «Модерна».

С наибольшей силой это проявилось в постановке «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова. Мы увидели пронзительный, искренний, эмоциональный и музыкальный спектакль, посвященный судьбам русских эмигрантов в Париже – судьбам трагическим, отражающим весь ужас оторванности русского человека от Родины, невозможность благополучного существования на чужой почве. Все это уже не ново, скажете? А вот, оказывается, можно взглянуть на прошлое не через ставшую штампом ностальгическую призму, но прямо из дня сегодняшнего. И увидеть: есть нечто общее у нас нынешних с мятущимися, сходящими с ума «тенями прошлого». Это «нечто» – Родина, Россия. Бывший белый офицер и его «психологический двойник» в облике Распутина, и его «вечный денщик» поют такой грустный и такой светлый романс об Отечестве, которое не выбирают, «потому что Отечество – в нас»… Слушаешь этот странный с виду ансамбль, сдерживая слезу, затаив дыхание.

За рубежом – а театр побывал уже во многих странах мира – «Модернъ» сразу окрестили «новым театром из России», вкладывая в понятие «новый» многозначный смысл. Новаторство действительно стало его принципиальной позицией, но не формальной, не внешней и не отмахивающейся от традиции классического русского театра. Так, самый «громкий» спектакль «Катерина Ивановна» хоть и проходит в трех залах театра (каждое действие – в своем зале, а всего их здесь четыре, три малых и один большой), но зато в нем начисто отсутствует бутафория, все декорации выполнены «в натуральном виде» – дубовые столы, серебряные подсвечники и т. д. Вывезти все это для гастрольного показа, как вы понимаете, невозможно. Но и привезенное произвело впечатление. Кстати, театр много ездит по России, возя с собой собственное звуко- и светотехническое оборудование, самое современное и качественное. Челябинск, Тюмень, Вологда и вот теперь Ставрополь имели возможность убедиться: «Модернъ» высокопрофессионален во всех отношениях, от игры актеров до невиданных нами впечатляющих технических секретов. Никаких скидок – провинция, дескать… Наоборот, еще ответственнее ощущают себя в новом городе. Так, исполнитель главной роли в «Петле» засл. арт. РФ Олег Царев рассказывал, как задолго до спектакля начал облачаться в сценический костюм и готовиться к выходу, и лишь удивленные взгляды коллег помогли сообразить: да ведь рано еще! Можно еще и подышать южным воздухом, и чашку кофе выпить… Что-то же заставило опытного московского гостя взволноваться?

Удивительное дело: зарубежный зритель не менее отзывчиво принимает «пророссийский» репертуар «Модерна». Актеры сами поражаются, как чутко реагирует публика во Франции или Америке на, казалось бы, далекие ей мотивы.

– Более того, люди, пережившие на опыте своих семей отрыв от России, откликаются еще сильнее, – говорит засл. арт. РФ Сергей Пинегин. – Многие из них плачут на спектакле «Петля». Живя там, они остаются русскими душой.

В репертуаре театра есть и спектакли для детей, и их в «Модерне» делают с особым вкусом. И с особой ответственностью. Для детей нельзя играть плохо, убежден, например, Олег Масленников – актер, поразивший ставропольцев своим неожиданным Распутиным. О том, как он играет этот, в общем-то, изрядно заезженный в последние годы образ «мистического» старца, рассказать невозможно. Фигура Распутина, сколь историческая, столь и мифологизированная, предстает в совершенно непривычном ракурсе. Да – волею драматурга, но и исполнитель замечательный. Вообще, москвичи на сей раз показали настоящий класс игры, я бы сказала – мастер-класс.

Как и многие театры России, «Модернъ» сегодня серьезно озабочен провозглашаемой театральной реформой, однако, имея учредителем комитет по культуре Москвы, рассчитывает на государственную поддержку и в будущем. И такая поддержка театру обещана на самом высоком уровне столичной власти. Хорошо бы, подобное понимание роли театра проявили и во всех регионах страны, и российское Министерство культуры. Все-таки, как сказала засл. арт. РФ Елена Стародуб, ансамблевый, репертуарный театр – не шоу, не развлекательный бизнес, способный заработать самостоятельно. Вообще, настоящее искусство очень затратная, дорогостоящая вещь и во все века и при всех режимах существовало благодаря поддержке. Скажем, гастроли «Модерна» в Ставрополь отнюдь не принесли театру больших денег, но все-таки он к нам приехал, ибо ощущает себя театром государственным – то есть нужным своему государству! Не стоит путать такой театр с разного рода сборными коллективчиками, которые разъезжают с плохо сделанными постановками, прикрываясь именами некоторых известных актеров. Разумеется, антреприза антрепризе рознь, но как же редко она радует провинцию! И недаром после каждого спектакля «Модерна» ставропольские зрители от души благодарили гостей, оценив качество их работы.

Сами они называют себя авторским театром Светланы Враговой, вкладывая в это совершенно четкий конкретный смысл. Позиция Враговой – работать на опережение, чувствовать пульс своего времени, чтобы волновать умы. Скоро театр собирается еще раз это продемонстрировать в премьере пьесы А. Казанцева «Старый дом», и можно не сомневаться: это опять будет интересно, ново, красиво. Иначе вряд ли бы московская публика стала из года в год хранить верность «Модерну», здесь есть спектакли, которые идут уже по десять лет! А у столичной публики вошло в обычай смотреть один спектакль по пять и более раз, а потом еще дарить билеты в театр друзьям на день рождения. Не правда ли, дорогой и очень добрый подарок?

Совершенно в ином, чем «Петля», сценическом ключе сделан «Сон императрицы» с народной артисткой РФ Илзе Лиепа в главной роли – Екатерины Великой. Тоже – история России, тоже – тема патриотизма и государственности, что не может не вызывать в нас определенных мировоззренческих ассоциаций. Правда, при все той же мощи актерской игры спектакль смотрится слабее, и дело тут, по-моему, в драматургии. Ну взять хотя бы образ Петра lll, супруга Екатерины. Мог ли он думать о России с той внутренней страстью, какую здесь так талантливо, так многозначительно и многогранно показывает Сергей Пинегин? Мог ли этот насквозь немецкий внук Петра Великого быть настолько русским мужиком? Вряд ли. Впрочем, обо всем этом начинаешь размышлять уже потом, а смотришь с интересом и удовольствием прежде всего от игры. Илзе Лиепа – Екатерина – настоящая творческая удача. Если пластике известной балерины удивляться не приходится, то вот ее мимика, речь, ее погружение в характер героини просто восхищают. Как удается актрисе одинаково успешно работать и в балете, и в драме, да еще и в кино? Хотя, может быть, ничего удивительного, учитывая, что отец у нее танцор, а мать – драматическая актриса. Между прочим, недавно Илзе закончила сниматься в картине «Люби меня», которую ставит наша землячка Вера Сторожева.

Илзе совершенно очаровал зеленый приветливый Ставрополь. Как призналась актриса, она и не ожидала увидеть его таким красивым. И очень рада, что довелось сюда приехать. Искренне любовалась городом, проехав по многим улицам, даже успела побывать на рынке и купить аж шесть килограммов южных помидоров! А если серьезно:

– Мы должны быть там, где нас хотят видеть, – говорит Лиепа. – Ездим и за границу, но все-таки нашего отечественного зрителя не сравнить с западным, особенно если речь о таких спектаклях, как «Сон императрицы». Вы – та публика, для которой мы все это делаем. Вы, как никто, способны нас оценить.

Свою героиню Илзе видит прежде всего просто женщиной, считает небезынтересной драматургическую трактовку ее отношений с Петром – тоже как с человеком прежде всего. Тут с нею можно бы и поспорить, слишком уж известные и судьбоносные для России фигуры показаны в спектакле. Но спорить не стану, потому что действительно очень много человеческого вкладывают и Лиепа, и Пинегин в своих царственных персонажей. Насколько совпадают они с нашим об этих личностях представлением – другой вопрос.

Они и вне сцены – удивительно интересные, обаятельные, самоценные. Как ни банально звучит, невооруженным глазом видно – любимая работа им в радость.

– Русский театр – особенный, – считает Илзе. – Он всегда отличался своей особой миссией, да и вообще Художник в России человек особенный. Замечательный режиссер Ровенских когда-то сказал: «Я хочу внушить зрителю то, во что верю сам. И так, чтобы после моих спектаклей он долго ничего не мог смотреть…» Русский актер не может не задавать себе вопроса «Для чего я это делаю?» Для денег? Или для чего-то иного?

После беседы с Лиепа мне еще долго слышался как наяву ее счастливый смех. Знаете, должна сказать, смех Илзе – что-то совершенно необычное, музыкальное… Так смеются только очень свободные и уверенные в себе люди.

Хорошо все-таки, что «Модернъ» смог показаться в Ставрополе. При этом и ставропольцы, и москвичи остались довольны этой встречей и друг другом. Зрители тепло восприняли спектакли, актеры радовались доброму приему. И, как мне стало известно, есть планы продолжить сотрудничество на уровне двух театров – московского и ставропольского. Для Ставропольского театра драмы гастроли в Москве на сцене «Модерна» могут стать хорошим подарком к 160-летию. А новый приезд «Модерна» в Ставрополь обещает всем нам новые удивительные впечатления. Будем дружно надеяться, что замечательная идея реализуется.

Наталья БЫКОВА