«Напишу-ка я сразу в редакцию»
Даже если отбросить лишние эмоции, например, из жалобы в администрацию Труновского муниципального района жильцов общежития № 1 села Донского, нетрудно войти в их положение:
«Дойдет ли когда-нибудь очередь до нас? Живем в аварийном здании, а его никто не ремонтирует. И новое жилье нам не предоставляют». Или, скажем, как не посочувствовать жителю села Безопасного фронтовику И. Педашенко: «Ну нет у меня никакой возможности привести в порядок жилье. Я же инвалид первой группы. Кто мне посодействует?».
Кстати, Труновский район, о котором идет речь, - слабый поставщик редакционной почты: жалоб отсюда «Ставропольская правда» получает сравнительно немного. Но дело, как выясняется, не только в том, что он относительно небольшой, - здесь проживают 35,4 тысячи человек. Важно, что пусть не все, но многие вопросы в районе, похоже, умеют решать своевременно на месте, упреждая тем самым обращения селян в различные вышестоящие инстанции, в том числе и в «СП». А слабо работать местной власти так, чтобы жалоб вообще не было? Ведь кому-кому, а уж чиновникам, видимо, было бы без них гораздо спокойнее...
Старший инспектор Т. Стрельникова (в администрации Труновского муниципального района она непосредственно занимается работой с обращениями граждан) считает вопрос некорректным:
- Ну что значит – совсем без жалоб? – говорит Татьяна Владимировна. – Люди всегда стремятся и будут стремиться к лучшей жизни - значит, у них найдется повод для тех или иных заявлений. Это нормально, когда человек не хочет мириться с проблемами. А уж сейчас тем более поводов для недовольства предостаточно. Тут существенней другое. Много писем или мало, но это, можно сказать, обратная связь с населением. И, если хотите, тоже информация. Она при всей своей субъективности реально указывает на то, что беспокоит людей в первую очередь.
Так что пусть, как говорится, люди пишут, если им этого хочется, и добиваются справедливости. А есть ли прок от этого? А это мы сейчас и посмотрим (хорошо, когда в работе с жалобами порядок!).
Да, есть! Вот, предположим, не забил бы тревогу вышеупомянутый И. Педашенко – и кто знает, как бы он жил сейчас. А так, пожалуйста: его заявление в администрацию муниципального района было рассмотрено с выездом на место. Специалисты управления труда и соцзащиты населения и центра социального обслуживания на дому провели обследование его жилищных условий. И …пошли на поклон к «одному хорошему человеку» - руководителю колхоза имени Ворошилова В. Свиридову: «Мы к тебе с ходатайством, Виктор Иванович. Окажи шефскую помощь ветерану». Закончилась эта история тем, что бригада строителей отремонтировала квартиру ветерана - причем тщательнейшим образом, «вплоть до того, что потом расставили ему мебель и повесили шторы».
Начали «хлопотать» и добились того, чего хотели, жители хутора Невдахин. По их письму «Спасите нашу почту», опубликованному в районной газете «Нива», пришлось лично разбираться главе администрации, и в результате почтовое отделение в этом населенном пункте было сохранено.
Но разве те или иные ведомства сами не знают о проблемах, которые ставятся в письмах? Знают, но все-таки обращения граждан, скажем так, лишний раз подталкивают их… Например, жалоба В. Гурова из села Безопасного, касающаяся установки отопительного котла, стала для работников ОАО «Труновскрайгаз» поводом не только для того, чтобы решить с заявителем этот конкретный вопрос, но и чтобы, встретившись с населением, провести разъяснительную работу по новому прейскуранту.
Тоже неплохо: больше информации – меньше необоснованных жалоб. Ведь одно дело, если речь идет, например, о фактах бесхозяйственности, связанных с попустительством местных властей и отсутствием контроля, и другое, когда жалобы - следствие недостаточной информированности населения.
Администрация района, естественно, в каждом конкретном случае разбирается отдельно. Скажем, от жильцов вышеназванного общежития было уже несколько письменных заявлений. И что же? Они рассматривались специальной комиссией. Было сделано заключение, что здание общежития не является аварийным. Капремонт? Да, он требуется, но выборочный.
Кстати сказать, немало писем с просьбой о переселении в отдельные квартиры поступило и от жильцов других общежитий. Но как им помочь, если возможности района на этот счет весьма и весьма ограничены?! Потому-то и носят ответы на такого рода жалобы все больше разъяснительный характер. Такой же, как и на письмо Г. Андреева из села Донского о необходимости замены водопровода по улице Садовой. Объем финансирования этого объекта администрации явно не под силу, ведь требуется около 300 тысяч рублей.
Но, по крайней мере, люди хоть получают вразумительные ответы и таким образом осведомлены об ограниченных (реальных) возможностях органов местного самоуправления. В любом случае, думается, пусть власть (и не только местная) насторожится! Ведь вопросы не соцобеспечения, не сельского хозяйства, не обеспечения законности, а именно жилищно-коммунального и дорожного хозяйства поднимаются в жалобах селян наиболее часто. Тут надо что-то делать! Эти же просьбы отремонтировать жилье, системы отопления и водоснабжения (особенно от пенсионеров) поступают из района и в «Ставропольскую правду».
В связи с этим невольно обращаешь внимание на одну тенденцию, характерную, кстати сказать, не только для Труновского района. Люди имеют привычку обращаться сразу и в редакцию, и в правительство края, и к губернатору, а то и к президенту страны, минуя при этом местные органы власти. Да, это их право. В итоге, например, в прошлом году, добрая половина обращений, которыми пришлось заниматься администрации, - это были письма жителей района, перенаправленные сюда для принятия мер уже из центральных, вышестоящих органов.
Почему заявители «нарушают субординацию»? Может, не хотят обременять себя хождениями по инстанциям, полагая: «Чем выше пожалуешься, тем лучше»? Или они адресуют свои жалобы высокому начальству потому, что особо не надеются на местную власть? Но ведь все равно без ее участия пусть и не во всех, но во многих случаях не обойтись. Ладно, если это, предположим, жалоба или на непомерно высокую плату за услуги по оформлению наследства, к чему районная власть не имеет отношения, или на другую проблему, которая не в ее компетенции, особенно сейчас, когда пошло разграничение полномочий. Часто, увы, речь идет об элементарных неурядицах.
Ничего страшного? Но ведь ясно же, что в этом случае заявления, даже взятые на контроль на краевом уровне и своевременно направленные для рассмотрения в район, заведомо обречены на некоторую заминку с принятием решения.
А вот интересно: сейчас, когда идет эксперимент с реформированием местного самоуправления, будет ли каким-то образом отрегулирован этот вопрос? Или есть дела более существенные? От населения никаких конструктивных предложений на этот счет пока не поступало. От органов местного самоуправления – тоже.