00:00, 11 июня 2005 года

Маэстро

Небольшой домик в Пятигорске за ажурной оградой, увитой розами, на улице, которая никогда не знала, да и не узнает, что такое асфальт. Двухметровый бетонный забор соседа – владельца игровых автоматов, отбрасывающий жирную тень на маленький дворик. Перед окнами гудя проносятся электрички и поезда, а в доме, в кабинете некогда самого известного обувщика края – книги, журналы и удивительная коллекция всевозможных туфелек и башмачков. Многие миниатюрные экспонаты сделал сам Георгий Авакович, многое ему подарили. А надзирает за коллекцией симпатичный бородатый «бог» обувщиков Сан-Криспино…

В 1943 году, после того как Пятигорск был освобожден от фашистской оккупации, отец отвел четырнадцатилетнего Георгия на обувную фабрику - юноша хотел приносить пользу фронту. Взяли его учеником обувщика. Пятигорская фабрика выпускала ботинки для солдат. Именно в таких ботинках, а вовсе не в сапогах «прошагали полземли» воины Великой Отечественной. И, кто знает, может быть, кто-нибудь из тех, кто штурмовал рейхстаг, носил тогда ботинки, которые сделал юный пятигорский обувщик. Официально юношу оформили на работу в январе 1944–го. Именно этот момент Г. Газарьян и берет за точку отсчета своей работы в отрасли.

После войны пришлось наверстывать образование – с шестью классами школы хорошим специалистом не станешь. И он закончил техникум, а потом Московский институт легкой промышленности, защитил диссертацию – причем все без отрыва от производства. Яростный в работе, хороший организатор, Георгий Газарьян был востребован на различных руководящих должностях. А в 1976 году стал генеральным директором Ставропольского промышленно-торгового объединения «Кавказ»:

- Объединение на тот момент было в развале, – вспоминает Георгий Авакович, – директора сняли, главный инженер и начальник ОТК находились под следствием. Я приехал – а директор, чтобы его не посадили, в больнице лежит. Так что пришлось дела принимать без предшественника.

В рекордные сроки Г. Газарьян превратил «Кавказ» в передовое предприятие. Восемнадцать кварталов подряд переходящее знамя Минлегпрома РСФСР висело у него в кабинете, а министр не уставал восхищаться «краснознаменными пятилетками» Газарьяна. В крупнейшее по тем временам объединение входило четыре фабрики - Ессентукская, Пятигорская, Черкесская и головная фабрика в Ставрополе. Здесь трудились почти 4 тысячи человек, которые выпускали около 5 миллионов пар обуви. Может быть, и не всегда красивой, но зато дешевой и качественной. В объединении были построены общежития, детские сады, столовые. Первым в крае оно вышло на внешнеэкономические связи по совместному производству обуви с Венгрией и Италией. В свое время очередь в фирменный магазин «Кавказа» за детскими «гусариками» выстраивалась на полквартала.

- Наше объединение купило действующую обувную фабрику в Венгрии «Саболч», – рассказывает Г. Газарьян. - Из Венгрии нам поставлялись заготовки, а здесь мы собирали детскую обувь. Выпускали по 600 пар в день, и все оставляли в Ставропольском крае. Так мы работали около шести лет, а потом директор венгерской фабрики Зади Шандор разорился, какое-то время держался на наших деньгах, но в конце концов фабрику потихоньку прикрыли. Но мы с Шандором переписываемся и по сей день.

Практически параллельно с венграми «Кавказ» начал работать с итальянской фирмой «Евросиб» по совместному выпуску женской обуви.

За 17 лет работы Г. Газарьяна в должности генерального директора «Кавказа» Минлегпром РСФСР неоднократно пытался представить его к различным наградам, в том числе и к ордену Ленина. Но… Яркий и независимый руководитель, умеющий отстаивать свою точку зрения, пришелся не по вкусу краевым партийным властям, которые на тот момент решали все. В результате ни одной награды, кроме медали за доблестный труд в период Великой Отечественной войны.

Зато итальянцы присвоили ему почетный титул «Маэстро обувщиков», а на юбилейном торжестве, посвященном 50-летию работы в отрасли, его официально признали «патриархом российских обувщиков». Этот юбилей, который прошел в 1994 году, стал завершающей точкой длинной - в пять десятков лет - дороги к вершинам профессии. В 65 лет Георгий Авакович ушел на заслуженный отдых. Вот только не прикупил он, по примеру многих, выгодный пакетик акций, не подкопил деньжат на сытое и благополучное существование – сегодня он получает обычную пенсию да 900 рублей компенсации за инвалидность. Недавно попытался получить прибавку к пенсии, побывал в высоких кабинетах – его послушали, поцокали сочувственно языком и… ничего не сделали.

Так и живет маэстро обувщиков в старом отцовском доме - под стон пролетающих поездов, а выпестованное им объединение пало жертвой всяческих приватизаций да переделов. -

Легкая промышленность наравне с пищевой всегда была доходной частью бюджета страны, а сейчас ее практически нет, – с грустью констатирует Георгий Авакович. – Недавно я побывал на Ессентукской фабрике и не выдержал, заплакал, увидев, во что она превратилась – офисы, бутики. Ведь я же ее строил! В Ставрополе мы наш фирменный магазин с такой любовью отделывали специальным японским шелком, лаком – он на музей похож был! А теперь там продают унитазы и линолеум. Все объединение «Кавказ» ушло в прах... На этот раз День легкой промышленности совпадает с большим праздником – Днем России. И я очень хочу в этот день поздравить всех обувщиков - особенно тех, кто со мной работал в крае. И хочу сказать им, что наша совесть чиста – мы не виноваты, что отрасль, в которую мы вложили столько труда и сердца, разорили…