«Дружба» дружбы не находит
Председателем дачного потребительского кооператива «Дружба» Зинаиду Тарасову избрали осенью прошлого года. На этом же собрании было решено искать помощи в органах государственной власти и местного самоуправления: за четверть века существования этого дачного объединения накопилась масса проблем.
- Только представьте, - говорит З. Тарасова, - когда-то в этом дачном массиве было около 800 процветающих участков. А сейчас половина из них брошены. Больно смотреть, как эти великолепные места (в районе Новотроицкого водохранилища - В. В.) приходят в запустение, зарастают камышом, люди оставляют свои домики… Впору бросать клич жителям Ставрополя и близлежащих населенных пунктов: кто желает – приезжайте, приобретайте!
В свое время, когда пошла волна дачного движения, многие из нас стали хватать земельные участки, наивно полагая, что теперь-то продовольственная программа семьи будет успешно решена. Не получилось! Земля не терпит легкомысленного отношения к себе. Но одного трудолюбия все равно недостаточно. Тут и проблемы с транспортом, и воровство, с которым не справляются правоохранительные органы, и отсутствие объектов инженерной инфраструктуры. Все это тоже повлияло на то, что многие сказали в конце концов: «Да ну ее к черту, эту дачу!»
З. Тарасова начала действовать активно:
- Иначе я не могу – люди меня избрали.
То ли от отчаяния, то ли от избытка самонадеянности в кабинете одного из чиновников у нее даже сорвалось с языка: «Не будет таких, как я, - все в этом мире захиреет».
Чтобы лучше войти в курс дела, она проштудировала много справочной литературы. И пришла к выводу, что коллектив дачников-энтузиастов - это не какой-то там клуб по интересам. Оказывается, у дачников есть много прав, и они могут их отстаивать. Имеется в виду вступивший в силу еще в апреле 1998 года Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В нем впервые нашли нормативное закрепление многие аспекты не только коллективного, но даже индивидуального садоводства и огородничества. Другое дело, что закон не работает.
- Я обошла с надеждой на помощь, - рассказывает Зинаида Григорьевна, - многие предприятия и организации, участвовавшие в создании нашего дачного кооператива. И везде – отказ. Обратилась в различные инстанции, в том числе к городским и районным властям. Но дачников, похоже, тут не понимают.
Например, по поводу ремонта дороги, которая не имеет балансовой принадлежности, кооперативу «Дружба» как ее пользователю предложено заключить договор на проведение ремонта со специализированной организацией.
- А пусть город или район и возьмет ее на баланс! - предлагает З. Тарасова. - И почему мы должны заключать договор? Ведь дорогой пользуются и сельхозпредприятие «Рассвет», и охотники, и рыболовы, и отдыхающие, которые ездят на Новотроицкое водохранилище.
Нет у Зинаиды Григорьевны взаимопонимания с представителями местной власти и по другим вопросам. Вы хотите, говорят ей, пустить на дачу специальный автобус? Но ведь ходят же туда маршрутки. Чтобы ходили чаще? Нет, это нецелесообразно, потому что водителям-частникам нет резона ездить незагруженными. Льготы на проезд? Те, кому они положены, получают теперь компенсацию. Помочь в приобретении списанных труб и в ремонте водоснабжения? Ну где же мы, в самом деле, возьмем эти списанные трубы? И потом, разве это не обязанность дачного общества – заниматься ремонтом системы водоснабжения? Даже в советские времена дачники всегда это делали сами.
Некоторые требования «Дружбы» хотя и вписываются в логику здравого смысла, лично мне (и не только мне!) тоже кажутся довольно сомнительными и преждевременными. Конечно, будь кооператив многочисленней и богаче, а его представители – посостоятельней, финансовый вопрос здесь не стоял бы так остро (членских взносов хватает сейчас лишь на текущие расходы). Тем не менее не уверен, что «реформа» в энергоснабжении, на которой настаивает З. Тарасова ради экономии кооперативных денег, - это выход из положения. Она хочет, например, чтобы абонентом по договору электроснабжения выступал не кооператив, а непосредственно гражданин, то есть каждый дачник, использующий электроэнергию для своих нужд. В этом случае – согласно Гражданскому кодексу – «обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления электроэнергии» возлагалась бы на энергоснабжающую организацию.
Вы можете себе это представить? Мне - трудно.
Неудивительно, что Зинаида Григорьевна, как и следовало ожидать, не нашла поддержки ни у городских, ни у районных властей, ни в «Ставрополь-энерго». Но ее задевает не только это.
- В течение нескольких месяцев, - говорит она, - я не могу получить даже справку о том, что наш кооператив находится на землях сельской местности. Это давало бы право платить за электроэнергию по тарифам, определенным для сельских жителей. Меня убеждают в том, что, дескать, эта земля (будучи в свое время бросовой, она была передана совхозом «Рассвет» под строительство дач) принадлежит городу Изобильному. Но ведь по расположению-то она сельская. Дайте хотя бы справку о том, что земля находится вне городской черты! Может, тогда я могла бы чего-то добиться.
Упорствует Тарасова не из «вредности» характера. Начисто отвергая претензии к ней самой насчет того, что она, мол, хочет переложить часть своих обязанностей на город, она продолжает «гнуть свою линию»:
- Почему дачники должны делать все сами? И почему, собственно, я вынуждена просвещать чиновников о различных формах поддержки садоводов, огородников, дачников и их объединений? Пусть откроют закон и прочитают: «Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать для них нормативы.., определенные для сельских потребителей; участвовать в формировании фондов взаимного кредитования посредством предоставления средств в размере до 50 процентов общей суммы взносов; возмещать в полном объеме... затраты на инженерное обеспечение территорий этих объединений; органы местного самоуправления и организации вправе принимать на баланс дороги, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и другие объекты дачных некоммерческих объединений».
Понятно, что чиновники могут легко ухватиться за эту формулировку – «вправе». Но есть в этом законе положения, где прописано и категорическое «обязаны». На одну из таких статей – 38 – особо обращает внимание Зинаида Григорьевна. Здесь говорится о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим объединениям в строительстве и ремонте дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения. Она же, власть, обязана содействовать и в обеспечении проезда садоводов на дачу и обратно, устанавливая соответствующие графики работы пригородного пассажирского транспорта, организуя новые автобусные маршруты...
И вот о чем мне подумалось в связи с этим. Поскольку поднятые здесь проблемы, во-первых, неоднозначны, а во-вторых, в той или иной степени существуют не только в Изобильном, а практически везде, может быть, действительно есть смысл нашему краю обратить на них особое внимание? Ведь мы сейчас – в условиях эксперимента по осуществлению в стране реформы местного самоуправления. И пора если уж не отрегулировать взаимоотношения властных структур и дачного движения, то хотя бы определиться с ними на будущее.