00:00, 26 апреля 2005 года

Район и армия - едины

Духовой оркестр и выступления участников военного ансамбля стали украшением торжеств, которые прошли в станице. Куряне в долгу не остались. Коллективы художественной самодеятельности района дали ответный концерт для военнослужащих полка. На первый взгляд, может показаться, что столь тесные связи с военной частью, дислоцированной в другом субъекте Федерации, надуманны. Отнюдь. Все очень реально. У селян ставропольского приграничья и у армейских мотострелков оказалось много общих дел и забот.

Дружба -дружбой…

- Во-первых, - говорит глава администрации района Сергей Логвинов, - на нашей земле расположен полигон 58-й армии, который не только служит для обучения солдат и повышения боеготовности подразделений Министерства обороны, но и выполняет, скажу так, некоторые охранные функции, «прикрывает» часть административной границы в знаменитых курских бурунах.

- Во-вторых, - продолжает Логвинов, - в случае какого-либо ЧП через сорок минут подразделения полка уже придут на помощь.

На тренировках и учениях было показано именно такое время. Причем, что немаловажно, решение принимает командир полка, минуя стадию многочисленных и многоступенчатых согласований.

Есть и третий плюс, и четвертый, и пятый. Например, налаженная на новом уровне с помощью командования полка военно-патриотическая работа в школах района. Познакомиться с историей и сегодняшней жизнью старейшего полка (а создан он в 1918 году) Вооруженных сил России, согласитесь, весьма интересно для сельских мальчишек и девчонок.

Хорошие контакты с командиром полковником Александром Санчиком, другими военнослужащими у районных комитета солдатских матерей, отдела образования. Всем такое содружество по душе. Скорее всего потому, что выгода – общая. И для той, и для другой стороны пользу приносит.

…В пору моей юности не было понятия «косить» от армии. Парни строили планы, в какую часть попасть. Мы, девчонки, обещали их ждать. И, по-честному, гордились, что мальчишкам из нашего класса - таким лопоухим и неопытным – все-таки доверили Родину защищать. Понимаю, что ностальгия по тем временам звучит не в русле дня сегодняшнего. И все-таки уверена, что в нашем обществе что-то должно меняться и в отношении к Родине, патриотизму и армии. Во всяком случае, в приграничном нашем районе уже меняется. Осенью новобранцев в армию провожали, как исстари - всем селом. И гуляли всю ночь напролет, и песни пели.

- Правильно это, - убежден заместитель командующего 58-й армией генерал-майор Сергей Погодин, вспомнив надпись на воротах одной из частей, которой он командовал: «Когда народ и армия едины, тогда они непобедимы». Для того и нужна армия, чтобы народ жил спокойно...

В Курском районе, как и во всей стране, вовсю идет подготовка к празднованию 60-летия Победы, обеспечившей эту относительно спокойную и мирную жизнь очень многим народам. И, как ни крути, от печальной статистики не уйти. На Курской земле осталось в живых всего 248 участников той войны. При этом нет среди них ни одного из тех, кто освобождал район от оккупантов. А на территории района сложили головы тысячи русских, армян, узбеков, украинцев, азербайджанцев. Многие из них не захоронены, как положено, до сих пор. В прошлом году только за три дня работы в окрестностях хутора Дыдымкин молодежная экспедиция одной из политических партий и Ставропольского гос-университета нашла останки семнадцати солдат.

Самые ожесточенные бои шли в районе поселка Ага-Батыр. На этом рубеже (по оценкам ряда военных историков, именно здесь были связаны силы фашистов, так и не брошенные на помощь ослабленным в Сталинградской битве частям) планируется установить памятник. Это будет пушка, прошедшая по военным дорогам Великой Отечественной. Кстати, ее уже доставили в район.

Праздновать великую дату куряне и военные намерены вместе. Будут и показательные выступления армейского спецназа, и концерты коллективов художественной самодеятельности селян и военных, и даже салют. Как в победном сорок пятом. Во всяком случае, военные пообещали.

…А полигон врозь

Но безоблачными отношения жителей Курского района и военных отнюдь не назовешь. И все опять же из-за полигона. Облака настолько сгустились, что эта проблема была вынесена отдельным вопросом на выездное заседание краевого совета по экономической и общественной безопасности, проходившее в Курской. А что касается жителей Серноводского сельского совета... Честно сказать, отношения эти совсем испорчены. И, по словам тамошнего главы Мурата Бегереева, «крестьяне уже готовы взяться за вилы».

Ситуация вполне возможная. Ведь свежи еще в памяти события в военном совхозе «Николо-Александровский» Левокумского района, когда обиженные военными крестьяне просто «оккупировали» полигон все той же 58-й армии и сорвали стрельбы (подробнее см. «Война за… полигон», «СП», 5.02.05 и «Земля – военным. Крестьянам – что?!», «СП», 16.02.05).

И в том, и в другом случае главная причина конфликта – неурегулированность земельных отношений между военными и гражданскими, огромные потери, которые несут крестьяне. А в Серноводском еще и, мягко говоря, не джентльменское порой отношение военных к местным жителям.

Чем же «насолила» 58-я армия курянам? На строящемся танковом полигоне осуществляются дневные и ночные стрельбы, проводятся учения. Последние прошли совсем недавно (подробнее см. «СП» от 29.03.05). О размахе говорят хотя бы такие приведенные в СМИ данные: в учениях приняли участие свыше пяти тысяч военнослужащих и более 700 единиц бронетехники. Понятно, что каждая из них выстрелила не по одному разу.

Из восьми полигонов 58-й армии Серноводский – самый новый и самый крупный. Его площадь – 17 тысяч гектаров. Комментируя ход и итоги учений в «Красной звезде», командующий 58-й армией генерал-лейтенант Виктор Соболев подчеркнул:

- Еще этот полигон хорош тем, что рядом нет населенных пунктов.

Правда, как отметил командарм в интервью газете, вопрос о передаче полигонных земель в пользование 58-й армии окончательно пока не решен. Есть только временное разрешение руководства Ставропольского края о проведении здесь учений. Но генерал сообщил, что ставропольцы уже согласны отдать военным эту часть территории. Тем более что земли здесь непахотные, и их отчуждение обойдется государству не так уж дорого.

Заблуждался ли командарм или выдавал желаемое за действительное, неизвестно. Но на совбезе пришлось взглянуть правде в глаза. А она не столь радушна, как хотелось бы военным.

Под полигон (решение о его размещении было принято пару лет назад) ушла львиная доля земельных долей бывшего колхоза «Великая дружба». Среди пострадавших – не только жители села Серноводского, но и станиц Галюгаевской и Стодеревской (колхозы имени Ленина и Кирова).

- Решение о размещении полигона, - комментирует ситуацию Сергей Логвинов, - было воспринято с пониманием. Солдат надо учить стрелять. И войска на территории - все же спокойнее. И какие-никакие новые рабочие места. Но я поставил условие: пока не будет оформлена земля, ни о каких стрельбах не может быть и речи.

«Хорошо, - сказали военные, - пока не оформим полигон, даже рота стрелять на нем не будет».

А на деле? Сначала рота, потом батальон, полк, и вот уже «воюет» дивизия. При этом не проведен даже предварительный землеотвод. И то, что народ вот-вот взорвется, видимо, военных не волнует. Волнует это серноводцев. Еще осенью прошлого года на имя губернатора Ставропольского края ими было отправлено письмо за 177-ю подписями. Его содержание и выступление на совбезе Мурата Бегереева идентичны. Претензии селян понятны. Во-первых, разрушена гравийная дорога к кладбищу хутора Авалов. В свое время камни для дороги возили бричками и тачками. Под колесами военной техники и броне-транспорта сейчас она превратилась в непреодолимое препятствие: машины к кладбищу проехать не могут. На плечах несут покойников молодые, старые люди вообще добраться до кладбища не в состоянии.

Во-вторых, непроездными стали и многие другие дороги, ведущие к сельскохозяйственным землям СХПК (колхоза) «Адыге» и крестьянско-фермерских хозяйств. По некоторым из них невозможно проехать даже на гусеничном тракторе. Глубина колеи здесь около метра.

В-третьих, нарушена экология. Старики без всяких научных исследований прогнозируют, что через несколько лет пески пойдут в наступление на населенные пункты. Ведь укреплялись они лесополосами, изрядно прореженными в ходе учений. Уже сейчас восточные ветры завиваются в Серноводском в песчаные бури.

Есть и в-четвертых, и в-пятых, и в-десятых. Военные повредили газопровод, а восстанавливать его пришлось за деньги селян. На полигоне был найден труп серноводца Б. Юридическая квалификация ЧП: тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть. А еще жители говорят, что когда войска идут через село, а не по дороге, определенной постановлением главы Серноводского сельсовета, они и столбы сшибают, и, скажем так, не всегда уважительно относятся к местному населению.

Но самый главный вопрос, конечно, земельный. Крестьяне потеряли тысячи гектаров земли, предназначенной на паи.

Перечень всех законов, нарушенных при выделении земельных угодий под полигон, внушителен. Да и не только в законах дело. Оказалось, что негде пасти общественное стадо. Выяснилось, что не все требования безопасности соблюдаются во время стрельб. Председатель колхоза им. Кирова Владимир Логвинов на совбезе заявил, что готов показать любому и убитую скотину, и осколки в стенах домов.

Кстати сказать, письменного ответа из ставропольского Белого дома на свое письмо крестьяне так и не получили. Что до разговора на совете безопасности, то и он не расставил всех точек над «i». Генерал Виктор Соболев, попеняв серноводцам на то, что у них в селе воды военным не дадут, только на ГСМ сменять можно, сообщил, что дорогу к кладбищу восстановят и проведут обустройство той, что определена постановлением сельского главы для продвижения бронетехники. И уже с 1 июня машины через село двигаться не будут. По его словам, уже выделены деньги – 630 тысяч рублей - и на оформление землеотводной документации. Но, как мне показалось, и сам генерал не знает, когда будут найдены деньги на то, чтобы расплатиться с крестьянами.

Из уст командующего весомо прозвучало: народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Все верно. Но не менее весом аргумент председателя колхоза: мы уже заплатили налоги, и не надо путать колхозный и армейский кошельки.

Так что спор, кто прав в этой истории с полигоном, может решиться только с точки зрения закона. А ситуация сегодня такова: гусеницы военной техники прошлись по правам и интересам крестьян. И не только в Курском районе. Левокумцы, оказавшиеся в подобной ситуации, оценивают свои потери в 29 миллионов рублей, шпаковцы, по нашим данным, - в 140 миллионов. В Советском районе – не менее запутанная ситуация.

Губернатор Ставрополья, подводя итог разговору на совбезе, пообещал, что будет остро ставить вопрос перед армейским начальством. Командующий армией пообещал со своей стороны сделать все возможное.

Конечно, полигоны, особенно в Курском районе, – это фактор стабильности для всего края. Но нельзя, просто недопустимо, чтобы заложниками этого фактора становились люди. Единство народа и армии возможно и необходимо. Нам. Всем. Но оно возможно только тогда, когда нет недомолвок и взаимных претензий.