Франция. С 1956 г. на 40 процентов социальную помощь финансируют центральные органы, а на 60 – провинциальная власть и частично общины. «Принцип вспомогательного характера социальной помощи, – отмечается в «Социальной энциклопедии», – подразумевает отсутствие у адресата других источников средств, достаточных для удовлетворения его основных потребностей; обращение к обществу должно быть вызвано крайней необходимостью. Проверяются источники дохода не только самого просителя, но и его близких родственников». Пенсия по старости начисляется с 65 лет.

Швеция. Одна из стран, где высок уровень социальной защиты населения в старости, нетрудоспособных, семей с детьми, но зато и уровень налогов в ней один из самых высоких в мире. За организацию соцобслуживания полностью отвечают муниципальные округа; применяется жесткий контроль за имущественным положением семьи, часто сопровождаемый настойчивой рекомендацией сменить жилье на более дешевое. Много внимания уделяется семьям, имеющим детей, особенно многодетным. Некоторым категориям нуждающихся выплачивается жилищное пособие. Размер базовой пенсии начисляется на основе заработков в течение всей жизни, а не за определенный срок. Пенсионный возраст – 65 лет с правом выхода на пенсию с 61 года, но с уменьшением размера выплаты. В деле защиты населения активно участвуют церковь и благотворительные организации.

США. Пакет социальной помощи нуждающимся также очень многообразен. Выплата пенсии началась с 1940 г. при достижении возраста 65 лет. Учитывается заработок за весь период работы человека. Предполагается постепенно увеличить пенсионный возраст до 67 лет (в перспективе даже до 70 лет!), а период выплаты пенсионных взносов – с 35 до 38 лет. Сейчас можно выйти на пенсию с 62 лет, но это повлечет уменьшение размера пенсии.

Пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин в Канаде, Великобритании, Финляндии, Германии – 65 лет; в Норвегии, Исландии – 67 лет, в Ирландии – 70 лет. Радиостанция «Немецкая волна» сообщила недавно, что в Германии участники войны пенсии не получают, а инвалиды войн получают социальную помощь просто как инвалиды.

По этим данным можно сделать такие выводы. Во-первых, социальную помощь населению финансируют как центральные, так и местные органы власти (совместно или порознь), а организует эту помощь провинциальная власть. Во-вторых, пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет в основном 65-67 лет. Наконец, налицо ответственность каждого за самого себя; помощь государства является адресной, хорошие доходы родственников снижают ее размеры. Причем бесплатного проезда в общественном транспорте и выплат за телефон, радио там не практикуется, отсутствуют звания типа «Ветеран труда» и «Ветеран войны» и соответствующие им льготы.

А как обстояли дела в СССР? Только с 1928 года для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих. К 1937 г. назначены пенсии служащим. Закон о государственных пенсиях 1956 г. значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на них. С принятием закона о пенсиях и пособиях членам колхозов (1964 г.) сложилась единая система пенсионного обеспечения. Пенсии по старости назначались рабочим, служащим и членам колхозов пожизненно, мужчинам – по достижении 60 лет при наличии стажа работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет при стаже не менее 20 лет, как и в большинстве социалистических стран. Всем пенсионерам разрешалось два месяца в году работать с сохранением полностью выплаты пенсии. Пенсии за выслугу лет назначались некоторым категориям работников. Персональные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности, или за выдающиеся заслуги в области культуры, науки и техники.

В нынешней России также многообразен перечень социального обеспечения, компенсаций и услуг, в том числе безадресно всем ветеранам труда и всех войн. Описать все невозможно, каждый сам знает свои права и льготы.

Сравнить степень значимости социальной помощи населению в разных странах практически невозможно, так как эта помощь имеет своим происхождением разные исторические, социально-политические и экономические условия, а также идеологические установки. Однако один фактор пенсионного обеспечения в РФ некоторые истолковывают как положительный для населения: по «наследству» принятый от СССР низкий пенсионный возраст, особенно для женщин.

Рассмотрим этот вопрос подробнее, так как не все здесь просто.

По официальным изданиям Госкомстатистики, в т.ч. итогам переписи 2002 г., в результате расчетов составил такую таблицу численности старших возрастно-половых групп населения по годам (млн. чел.):

 Годы    Численность населения       Численность населения  пенсионного возраста            старше 65 лет всего мужчин женщин       всего  мужчин  женщин 1959     13,8    3,2     10,6             7,0       2,1        4,9 1979     22,4    5,4     17,0            13,7      3,7       10,0 1999     30,4    9,1     21,3            18,3      5,7       12,6 2002     29,8    9,3     20,5            18,8      6,0       12,8 2005     32,4    9,4     23,0            19,7      6,4       13,3 2010     34,5    10,2    24,3           21,1      6,6       14,5 

Если в 1959 г. от численности трудоспособного населения пенсионеры составляли (в процентах): мужчины – 11,5, женщины – 22,1, в 2002 г. этот показатель составил 22,7 и 50,8; а в 2010 г., по прогнозу, составит – 24,3 и 59,0

Аналогичные расчеты сделал и по Ставропольскому краю, получены следующие результаты: численность пенсионеров (тыс. чел.) увеличилась с 387 в 1970 г. до 646 в 2002 г., а, по прогнозу, в 2010 г. она составит около 720-730. Относительно численности трудоспособного населения рост составляет соответственно 32, 43 и 45 процентов. Численность же населения возрастных групп старше 65 лет в те же годы составляет 201, 458 и 540 тыс. чел., а в процентах относительно трудоспособного населения – соответственно 15, 27 и 30.

Таким образом, в Ставропольском крае наблюдается устойчивый рост численности пенсионеров как в абсолютных значениях, так и относительно трудоспособного населения, хотя этот рост меньше, чем по России. Причем инвалиды и пенсионеры ранних возрастов, отработавшие в сложных производственных и климатических условиях, в таблицу не вошли, а поэтому социально защищаемого населения будет еще больше. Таким образом, население «стареет»: общая численность населения в России на 9.10.2002 г. составила 145166731 чел., сократившись с 1989 г. на 1,8 млн. чел. в основном за счет значительного снижения рождаемости и эмиграции. Россия еще не вымирает, но должна сделать все возможное для создания молодым семьям условий для рождения и воспитания детей. Другого выхода и времени у нас нет.

Какой можно сделать вывод? Из-за все еще кризисного состояния экономики России в ближайшее время федеральные органы власти рано или поздно вынуждены будут рассматривать вопрос о повышении пенсионного возраста до 65 лет как для мужчин, так и для женщин. Иначе из-за все увеличивающейся нагрузки на госбюджет будут сокращаться расходы на другие государственные нужды: образование, медицину, науку, армию и многие другие отрасли (о чем кричат на каждом углу «непримиримые»), а значит, бюджет будет потребительский, не развивающий страну. Как видно из правой части приведенной таблицы, численность населения в возрасте более 65 лет в 2002 г. была довольно внушительной и составляла 18,8 млн. чел., а с учетом всех остальных категорий защищаемых она составит около 20 млн. чел., т.е. почти 14 процентов от общей численности населения. Пенсионерок в 2002 г. было в 2,1 раза больше, чем пенсионеров. Это связано с тем, что женщины значительно дольше живут (на 12-13 лет). В случае повышения пенсионного возраста должны быть решены сопутствующие проблемы: значительное увеличение размеров пенсий, расширение льгот женщинам при рождении детей, обеспечение молодых жильем и многие другие.

В связи с тем, что такого рода изменения в пенсионном обеспечении обычно растягиваются на 15-20 лет, казалось бы, уже сейчас должны быть подвижки в этом направлении, но что-то их пока не видно, да и не слышно про такие планы.

Без увеличения численности работающего населения говорить об удвоении валового национального продукта к 2010 г., да и вообще об экономическом росте просто несерьезно: все это будет смахивать на рывки в советские времена или на «большой скачок» в Китае 60-х гг. Значит ли это, что следует пригласить десяток-другой миллионов китайцев, как Германия когда-то пригласила турок?

Слово за демографами-статистиками, экономистами, социологами, социальными служащими, представителями органов власти, здравоохранения, профсоюзами и другими аналитически мыслящими людьми.

Анатолий ДОЛЖЕНКО