Алексей ШАБАЛДАС

Oпределяя перспективы модернизации дошкольного образования края до 2010 года, необходимо опираться на то, что сделано и делается сегодня в системе дошкольного образования.

Укрепляется материальная база детских садов. За последние три года в крае за счет всех источников финансирования выполнен капитальный ремонт в 449 детских дошкольных учреждениях на общую сумму 89 млн. рублей. Ликвидировано аварийное состояние в детских дошкольных учреждениях Георгиевского, Грачевского, Арзгирского, Левокумского, Степновского, Кировского районов.

С 2002 года построены детские сады в поселке Шаумяна Георгиевского района и в г. Железноводске и пристройка к детскому саду в с. Бешпагир Грачевского района.

В бюджете края растет доля затрат на дошкольные учреждения. Если в 2003 г. на эти цели выделялось 923 млн. рублей, то в 2004 г. – 1196 млн. рублей, а в 2005 г. заложено 1376 млн. руб.

К сожалению, на местах отношение к финансированию таких учреждений разное. Если в Буденновске, Лермонтове, Минеральных Водах, Благодарненском районе местные власти к краевым деньгам добавляют свои, чтобы лучше содержать дошкольные учреждения, то в большинстве территорий края детям недоданы даже те деньги, которые были заложены в краевом бюджете. Значительно недоосвоены средства из местных бюджетов в Изобильненском районе – 4,4 млн. рублей, Левокумском – 1,8 млн. рублей, Предгорном – 2,1 млн. рублей, Советском – 1,9 млн. рублей, в Ессентуках – 1,6 млн. рублей. Это прежде всего сказывается на качестве питания детей. Ставрополье производит все необходимые продукты, чтобы качественно кормить малышей, и очень тревожно, что они получают от нормы только 74% мяса и рыбы, 69% овощей и фруктов. Только в Ставрополе, Невинномысске, Кисловодске и Минераловодском районе дети получают полнокалорийный рацион. В других территориях указанные показатели хуже. Особенно плохо кормят до-школят в Ипатовском, Туркменском, Андроповском, Кочубеевском районах, в Пятигорске, Лермонтове, Георгиевске, Ессентуках.

С 2001 года реализовалась целевая программа «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей Ставропольского края», на исполнение которой за два последних года было выделено более 3 млн. рублей целевых краевых бюджетных средств.

В рамках программы здоровьесбережения детей дошкольного возраста ведется целенаправленная работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров. За три года в крае прошли 20 обучающих семинаров по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, всероссийские семинары и межрегиональные конференции.

Создана теоретическая и методологическая база для обеспечения опытно-экспериментальной работы. 14 ДОУ края проводили исследования по организации двигательной активности до-школьников, внедрению оздоровительных и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, обучению детей основам здорового образа жизни, формированию культуры здоровья. Были внедрены обучающие и оздоровительные программы «Разговор о правильном питании», «Здоровый ребенок», «Воспитание ребенка-дошкольника», программы по музыкотерапии, экологическому и физическому воспитанию.

Накоплен значительный опыт оздоровительно-реабилитационной работы, в результате значительно снизилась заболеваемость детей: в среднем по краю – на 1 детодень в год, в Предгорном районе – на 3, Грачевском – 4, Петровском, Шпаковском и в Ставрополе – 2, в то время как в Ессентуках и в Кочубеевском районе заболеваемость увеличилась на 3, а в Новоселицком – на 2 детодня.

Во всей России одобрен и востребован опыт Ставрополья по работе с «особыми детьми», когда дети с тяжелыми нарушениями состояния здоровья интегрируются в здоровые детские сообщества.

МДОУ № 76 г. Ставрополя (директор – Светлана Николаевна Мерзликина, заслуженный учитель РФ) – единственное в нашей стране дошкольное учреждение, где осуществляется комплексная медико-педагогическая реабилитация детей до-школьного возраста с нейро-ортопедическими и соматическими нарушениями в условиях интегративного процесса. Уникальность ДОУ в том, что здесь впервые в системе дошкольного образования России создан механизм реабилитации и интеграции детей-инвалидов, включая детей-колясочников.

Интересный опыт по здоровьесбережению в дошкольных образовательных учреждениях накоплен в Ставрополе, Невинномысске, Георгиевске, Буденновске, Шпаковском, Арзгирском, Левокумском, Нефтекумском, Петровском районах.

Для снижения детской заболеваемости в ДОУ края работают 57 штатных врачей (остальные находятся в штатах поликлиник), каждое ДОУ имеет медицинскую сестру. С целью же создания комфортных условий для воспитанников в детских садах края трудятся 10379 педагогов. 27% специалистов имеют высшую квалификационную категорию. В ДОУ края функционируют 423 стадиона, 292 автоплощадки, 269 плавательных и плескательных бассейнов, 162 физиокабинета, 268 фитобаров, 5 соляных шахт, и их с каждым годом становится все больше.

Ежегодно более 22000 детей дошкольного возраста охвачено летними оздоровительными мероприятиями.

Вместе с тем система дошкольного образования края требует реорганизации и динамизма в движении вперед.

В настоящее время 60% дошколят посещают детские сады, а в 2001 году было 43%. Вроде бы динамика роста налицо. И на фоне среднероссийского показателя (53%) мы тоже выглядим неплохо. Но в Георгиевском, Кочубеевском, Минераловодском, Предгорном, Советском районах охват детей дошкольного возраста организованными формами воспитания составляет лишь от 20 до 40%.

Программа развития системы дошкольного образования Ставропольского края до 2010 года предусматривает как поддержку и развитие функционирующих в традиционном режиме дошкольных учреждений, так и развитие вариативных форм организации дошкольного образования в целях обеспечения его общедоступности.

В крае активно внедряется сеть различной направленности групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Наиболее приемлемой для регионов края стала модель включения «приходящих» детей в состав функционирующих групп, где они находятся в течение трех – трех с половиной часов, принимая участие в занятиях, играх, прогулках.

На Ставрополье стали открываться дошкольные группы кратковременного пребывания детей, функционирующие в режиме детского сада, и при общеобразовательных учреждениях. Такая форма особенно актуальна в сельской местности, где нет дошкольных учреждений. В школах оборудуются игровые комнаты в соответствии с санитарно-гигиеническими и педагогическими требованиями. Работа с детьми ведется по программам дошкольного образования. За последние годы в решении данного вопроса в целом по краю отмечается положительная динамика: количество подобных групп и контингент детей, их посещающих, увеличились в три раза.

Органы управления образованием края активно используют организацию дошкольных групп по подготовке детей пяти-шести лет к школе на базе общеобразовательных учреждений. Отмечается ежегодное увеличение контингента детей, охваченных этой услугой. Только в 2003-2004 учебном году подготовку к школе прошли 5,7 тыс. человек.

Однако следует говорить и о том, что система дошкольного образования требует модернизации и новых крупных материальных затрат.

В настоящее время сеть дошкольных учреждений в крае составляют 812 детских садов различных видов и типов, где воспитываются 81600 детей; 348 из них расположены в городах, а 464 – в сельской местности.

Но в 1995 году в крае насчитывалось 1041 дошкольное учреждение с контингентом 104 тысячи, в том числе 422 – в городах, 619 – на селе. 219 зданий детских садов перепрофилировано, продано или закрыто по техническим причинам. Это привело к перегруженности дошкольных учреждений в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, Александровском районе.

Кроме того, в большинстве территорий края появились очереди (от 200 до 2000 человек) на поступление детей в дошкольные образовательные учреждения.

Министерство образования края учитывает, что начиная с 2002 года увеличилась рождаемость. Если в 2001 г. родилось 24287 малышей, то в 2004-м уже 28106, провизорно в 2005-м их родится около 30 тысяч, а в 2010 году – 37 тысяч. Кроме того, необходимо ставить задачу: в 2010 году все малыши должны быть охвачены организованными формами подготовки к школе. Значит, количество мест в детских садах придется увеличить на 15 тысяч. Где их взять? Каждый руководитель органов образования территорий края уже сегодня должен иметь на этот счет конкретный план.

Eще одна нынешняя особенность дошкольного образования. Правительство РФ 9 декабря 2004 года определило необходимость введения подготовительного класса. Это делается для того, чтобы каждый ребенок имел равные стартовые возможности при вступлении в систему общего образования.

Снижение возрастных сроков поступления в школу – с пяти с половиной и шести лет – позволит несколько разгрузить детские сады. Требования министерства образования края заключаются в том, чтобы с подготовительными к школе классами работали обязательно учителя школы и занятия проводились в специально подготовленных классах. На эти занятия могут приходить дети как из детского сада, так и из семей, где они занимаются самостоятельно.

И хотя часть дошколят перейдет в общеобразовательные школы, к 2010 году в дошкольных учреждениях края будет недоставать более пяти тысяч мест, особенно в городской местности.

Главам городов и районов следует определить программу строительства новых зданий или перепрофилирование зданий школ, которые в связи с демографической ситуацией будут высвобождаться, находить другие возможности ухода от очередности на поступление детей в детские сады.

Министерство образования края видит необходимость провести широкую экспериментальную программу, чтобы ответить на вопросы: каково содержание подготовительного класса? Какая структура управления учебным заведением «школа – детский сад»? Какова программа кратковременного пребывания ребенка в дошкольном учреждении? Как решить проблему получения дошкольных образовательных услуг в отдаленных селах и хуторах?

Каждая территории края должна внести свои предложения по экспериментальным площадкам, а министерство образования края будет выделять научную базу, финансовое обеспечение для успешного проведения эксперимента. Эта работа будет тесно связана с всероссийской экспериментальной программой.

Перспективы развития системы дошкольного образования до 2010 года требуют от министерства образования края вести новую кадровую политику для учреждений этого профиля.

Задачи стоят следующие:

– повысить заработную плату работников дошкольных учреждений путем перевода оплаты труда на отраслевую систему;

– увеличить общее финансирование до-школьных учреждений из разных источников;

– увеличить прием студентов по дошкольным специальностям в вузы и средние специальные учебные заведения педагогического профиля;

– искать педагогические и коммерческие средства привлекательности дошкольного образования для родителей с разным уровнем достатка.

Следует учитывать еще один очень важный фактор сегодняшнего развития общества. Идет законотворческая деятельность, меняющая положение как граждан России, так и законы системы образования.

Недавно приняты Федеральные законы № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. В них определено, что «к вопросам местного значения муниципального района относятся… предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района». Согласно этим федеральным законам признано утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1992 года № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке этих учреждений». Именно в нем определялась граница родительской платы. Она составляла не более 20 процентов от затрат на содержание ребенка.

Принятые Государственной Думой РФ поправки к действовавшим законодательным актам во многом меняют сложившиеся основы управления от федерального до муниципального уровня, четко разграничивая предметы ведения между уровнями власти. С 1 января 2005 года органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают процент родительской платы от затрат на содержание ребенка, определяют категории семей, нуждающихся в компенсациях по оплате содержания детей в детских садах из средств местного бюджета. И в крае уже существуют разные подходы к определению родительской платы.

Каждому руководителю органов управления образованием следует совместно с главами городов и районных муниципалитетов найти пути улучшения финансового обеспечения учреждений дошкольного образования не за счет увеличения родительской платы, а объединяя усилия поселковых и районных муниципальных администраций и оказывая внебюджетные услуги. Анализ показывает, что на процент охвата дошкольным образованием влияет размер родительской платы. Так, в Минераловодском районе она увеличилась с 75 рублей в 2004 году до 160 рублей в 2005 году – охват уменьшился с 42 до 26%; в Предгорном районе – со 180 до 220 рублей, охват уменьшился с 43 до 34%. Самая высокая плата за детский сад в Новоалександровском районе, в Лермонтове, Кисловодске, Ставрополе.

Перспективы развития дошкольного образования Ставрополья до 2010 года потребуют принять ряд нормативных актов как на уровне министерства образования, так и на уровне правительства и Государственной Думы края.

В соответствии с законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 года в крае управление дошкольными учреждениями передано с поселкового уровня на уровень районных муниципалитетов и городских округов. Это еще раз подтвердило идею о том, что дошкольное образование – составная часть общего полного образования. Руководители органов образования в решении своих региональных проблем модернизации общего образования должны обязательно учитывать самую первую ступень организованного обучения и воспитания детей. Педагогические кадры и родительская общественность должны работать в самом тесном контакте.

Министерство образования края разработало концепцию развития образования края до 2010 г., которая предусматривает модернизацию и реструктуризацию дошкольного образования. В 2005 году правительство края внесет в краевую Думу предложения о внесении изменений в закон «Об образовании Ставропольского края», где будет предусмотрена статья, касающаяся системы дошкольного образования.

В крае будут разработаны мероприятия по реализации постановления правительства РФ от 9 декабря 2004 года «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».

Министерство образования края считает, что выполнение программы перспективы развития дошкольного образования до 2010 года возможно только при полной поддержке ее идеи всей педагогической и родительской общественностью.

Определена программа повышения квалификации, переподготовки всех педагогов дошкольных учреждений до 2010 года. Задача состоит в том, чтобы каждый руководитель, воспитатель, каждый работник дошкольного учреждения осознал идею модернизации дошкольного образования края, увидел свое место и роль в этом процессе. Краевому институту повышения квалификации работников образования следует наметить серию семинаров, конференций, курсов переподготовки по модернизации дошкольного образования в Ставропольском крае.

Министерство образования обращает особое внимание на то, что среди других регионов Российской Федерации Ставропольский край традиционно выделяется рядом особенностей. Следует учитывать многонациональный состав населения (здесь живут представители более ста национальностей) и увеличившееся число населенных пунктов, где компактно проживают представители тюркских и кавказских этносов и на русском языке разговаривают только в образовательных учреждениях.

В настоящее время Ставропольский край занимает первое место среди регионов России по числу находящихся на его территории мигрантов. При населении в 2,7 млн. жителей на территории края проживают около 220 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. К ним прибавляются переселенцы, которые не относятся к категории вынужденных, так как уровень жизни, культуры, безопасности у нас остается более высоким, чем в соседних Армении, Азербайджане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее и др.

Миграционные процессы продолжают разворачиваться. Это определяет специфические задачи перед учреждениями дошкольного образования. Встает проблема овладения в подготовительных классах детьми нерусских национальностей нормами русского языка. Сложность заключается в том, что в семье для разговорной речи используется не русский язык. Нужны дополнительные усилия, методики, педагогические разъяснения для родителей о подготовке до-школьников к равным стартовым возможностям к поступлению в общеобразовательную школу, всех доступных терминов разговорного русского языка. Предстоит издать специальные региональные учебники, методические рекомендации. Все эти предложения должны быть разработаны с учетом особенностей каждого района, города края. В связи с этим особое внимание в воспитательной работе с детьми и родителями следует обратить на вопросы формирования в поликультурной среде чувств доброты, дружбы, единства среди детей разных национальностей, на проблемы толерантности, уважения к другим культурам, вероисповеданию, языкам и обычаям.

Успех модернизации в большой степени зависит от ее понимания и участия в этом процессе родителей. Руководителям органов образования городов и районов, заведующим детскими садами следует предусмотреть цикл лекций, бесед, встреч, собраний для родителей дошколят. Надо профессионально, но и доступно рассказывать им о необходимости модернизации дошкольного образования, повышения его качества.

Модернизация дошкольного образования идет вместе с обновлением общего образования. Это единый процесс. И министерство образования края считает, что улучшение системы образования невозможно без широкого разъяснения этих проблем в средствах массовой информации. Через СМИ предполагается вести дискуссии, распространять лучший краевой, российский и международный опыт дошкольного воспитания детей.

На страницах городских, районных, краевых газет, в передачах радио, телевидения будут подниматься проблемы сегодняшней дошкольной педагогики, современных отношений «ребенок – родители», «ребенок – педагог», публиковаться самые разные точки зрения. В этом сложном процессе перестройки системы дошкольного образования министерство образования края хотело бы услышать мнение самых различных ведомств, политических партий, общественных организаций, родительской и педагогической общественности.

У министерства образования края есть опыт широкого использования СМИ в вопросах педагогики и разъяснения идеи модернизации образования. Активно участвуют в этом процессе краевое радио, газеты Ставрополя, Буденновска, Невинномысска, Новоалександровского, Курского и Александровского районов.

Педагогические и социологические исследования подтверждают, что основы интеллектуального развития ребенка закладываются в возрасте 4-6 лет, а основы воспитания, дисциплинированности, трудолюбия – в начальной школе. Дошкольное и начальное общее образование органично связаны между собой. Главными педагогами ребенка являются родители. Именно родители, бабушки и дедушки внимательно следят за воспитанием и развитием ребенка и пытаются влиять на его складывающуюся судьбу. Поэтому министерство образования края будет искать пути тесной совместной работы, учитывать рациональные предложения из внешних источников, важных для формирования личности маленького жителя Ставропольского края.