Армия, в которую берут всех
Практически во всех городах и районах края сотни и тысячи людей маются без работы, не зная, как сводить концы с концами. В ряде сельских населенных пунктов из-за банкротства предприятий сейчас вообще уже не оказалось ни одного рабочего места…
Если бы у людей, живущих в глубинке, хватило средств на поездку в райцентр, чтобы стать на учет в службу занятости, безработных у нас насчитывалось бы еще больше.
Эта горькая констатация, прозвучавшая на состоявшемся в минувшую среду в правительстве края совещании по вопросам занятости населения (в нем участвовали представители краевых и районных органов власти, службы занятости, работодатели), лишний раз подчеркнула остроту обсуждаемой проблемы. Тем более что и прогноз на ближайший год, по мнению руководителя департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю Е. Лысенко, остается пока неутешительным.
Нужно активнее, говорилось на совещании, заниматься реализацией программы содействия занятости населения Ставропольского края на 2004-2006 годы. В ней как раз и предусмотрены те меры, которые направлены на создание и сохранение рабочих мест, организацию обучения и переобучения кадров, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников… Эта острейшая социальная проблема, как подчеркнул заместитель председателя правительства края Н. Пальцев, не столь безнадежна, если заниматься ею по-настоящему. Смягчить социальную напряженность удается, например, благодаря тому, что своевременно были внесены существенные дополнения (касающиеся рынка труда) в трехстороннее соглашение между правительством края, Федерацией профсоюза Ставропольского края и Конгрессом деловых кругов Ставрополья. Отрадно, что и территориальные органы занятости, перестав быть лишь агентами-посредниками между безработными и работодателями, стараются сейчас проводить государственную политику (именно политику!) в области трудоустройства.
И все же различных парадоксов пока еще немало. При огромной армии безработных в селах порой некому привести в порядок улицы или, допустим, лесополосы. Многие вузы продолжают «штамповать» заведомо невостребованные кадры. Предприятия и организации подают заявки лишь на неквалифицированную рабочую силу. Мало квотируется рабочих мест для тех, кто прежде всего нуждается в социальной защите (женщины, инвалиды, молодежь)…
Помимо «традиционных» решений по развитию реального сектора экономики, поддержке сельских товаропроизводителей, созданию благоприятных условий для бизнеса и индивидуального предпринимательства, на совещании прозвучало немало нестандартных предложений, которые со временем, возможно, обретут законодательную основу. В частности, было обращено внимание на такую ситуацию. Худо-бедно, но многие селяне в это трудное время выживают за счет своих личных подсобных хозяйств: они содержат на подворье крупный рогатый скот, различную живность, таким образом и себя подкармливают, и излишками торгуют, зарабатывая живую копейку. При этом, однако же, получают …пособие по безработице. А нельзя ли (при условии, конечно, поддержки этих товаропроизводителей за счет создания регулируемого рынка сбыта их продукции) сделать хозяев личных подворий субъектами хозяйственной деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями? Человек, разумеется, будет обязан в этом случае делать соответствующие выплаты, но зато у него «пойдет» трудовой стаж, он вправе будет рассчитывать на нормальное пенсионное обеспечение. Этот вопрос, кстати сказать, прорабатывается сейчас на уровне руководства Южного федерального округа.