Константин ХРАМОВ, заместитель председателя Государственной Думы Ставропольского края

Краевые власти убеждали, что в крае нет достаточных средств, чтобы оплачивать федеральные льготы, что механизм реализации, предложенный правительством и утвержденный Госдумой России, обернется огромными потерями для всех, прежде всего для самих льготников. Понимания не последовало. Депутаты просто обиделись, когда их призвали к защите интересов жителей Ставропольского края, которые избрали их на высокие московские посты.

Увы, дальнейшие события превзошли самые худшие ожидания. Очень скоро всем стал ясен смысл холодного, не вполне русского слова «монетизация» – от народа решили откупиться дешевой монетой.

Вспомните, ставя действительно разумную задачу замены льгот деньгами, президент России неоднократно подчеркивал: жизненный уровень льготников при этом не должен ухудшиться. Тем более что финансовые возможности для спокойного упорядочения громоздкой системы льгот самые благоприятные. Благодаря высокой цене на нефть денег в стране хватило бы при разумном подходе и для развития собственной экономики, и для социальных нужд.

Самым простым и логичным был бы путь существенного повышения пенсий, заработных плат и стипендий при постепенном усечении обширного списка категорий льготников по степени возрастания их материальной обеспеченности. Это не только защитило бы людей от непрерывного удорожания жизни, но и оживляло бы экономику, увеличивая покупательскую способ-ность населения.

Но путь был выбран иной. И сегодня очевидно, что даже злостный враг не нанес бы национальным интересам России большего ущерба. Отрицательный социальный эффект от неуклюжей монетизации огромен. В Ставропольском крае, как и во всей стране, проходят акции протеста – население вынуждено митинговать и перекрывать дороги. Столь долго достигавшееся в обществе ощущение стабильности и надежды – пусть хрупкой и во многом иллюзорной — разрушено одним махом. И без того низкое доверие к власти превращается в необратимое презрение. И такая реакция вполне объяснима, потому что со своим народом так не поступают!

Авторы реформы пытались «назначить» виновными регионы, мол, плохо разъясняете людям суть наших мудрых решений. И лишь после вмешательства президента последовали признания правительства, мол, «мы поторопились», и Госдумы – «правительство нас подставило, а мы не разобрались».

Что тут скажешь?! Когда законы принимают, не разбираясь в них, комментарии, как говорится, излишни. Хотя, например, в другом законе федеральные депутаты легко разобрались и решительно отвергли предложение о лишении самих себя автомобильных спецномеров, спецсигналов и других льгот. Депутатские льготы не подлежат монетизации.

В нашем крае ситуация посложней, чем в других регионах. Замена льгот совпала у нас с реформой местного самоуправления. Прежние райгосадминистрации упразднены, а новые муниципальные органы власти только что вступили в свои права. Любой переходный период предполагает некоторую пробуксовку, а тут еще эта монетизация.

И все же главная проблема у нас не организационная, а финансовая. Федеральный центр не только значительно урезал средства на оплату льгот, но и отобрал существенную часть налоговых поступлений в наш краевой бюджет. Один только «водный» налог, уходящий теперь в Москву, лишил край около 1 миллиарда рублей. Впервые за несколько лет мы были вынуждены принять дефицитный бюджет, а потому найти внутренние резервы невероятно сложно.

Тем не менее и краевые, и муниципальные власти пытаются сделать все возможное, чтобы исправить положение. В краевой Думе создана рабочая группа по вопросам льгот и компенсаций. Нам уже удалось договориться со связистами о порядке компенсации льгот по оплате услуг связи для пенсионеров. Исправляем ситуацию с обеспечением лекарственными средствами. Разработан механизм компенсации затрат на предоставление бесплатных транспортных услуг. Активно занимаются этим все депутаты, председатель Думы, губернатор и правительство края.

Сложность проблемы очевидна: в крае 45 тысяч человек имеют право на транспортные льготы только по категории «инвалиды, участники ВОВ и члены их семей». Федеральный центр готов выделить всего 30% средств на компенсацию их бесплатного транспортного обслуживания, да и то из расчета лишь 50 рублей в месяц на человека. Конечно же, это неприемлемо. А ведь это лишь одна категория льготников. Всего же в Ставропольском крае – 241 тысяча человек имеют право на льготы по 45 категориям.

Без адекватной федеральной финансовой помощи наш дотационный край не сможет решить проблему. Как никому лучше, это известно депутатам от нашего края в Российской Думе. И тем не менее они дали старт столь неподготовленной, социально безответственной реформе. Именно поэтому мы заранее призывали их к совместным усилиям по привлечению федеральных средств на реализацию этого закона, раз уж он был принят. А в ответ получили высокомерное негодование: «не троньте партию власти» – единороссы все предусмотрели и буквально завалят край деньгами.

К сожалению, пока эти слова далеки от действительности.

Хочу вновь призвать своих московских коллег поспешить на помощь родному краю. Очень надеемся, что наш голос, многократно усиленный сегодня голосом возмущенного народа, будет услышан в столице.

Власти уже давно пора услышать «партию народа» в многоголосом хоре российской действительности.