00:00, 25 января 2005 года

Не в веревках счастье

Фестиваль проходил в одном из санаториев, нас с Татьяной Ивановной поселили вместе. Я по ночам спала, а к ней в комнату набивались девочки и мальчики из команды, молодые учителя, которые по возрасту нам обеим вполне годились в дети, и она что-то с ними обсуждала, готовила до утра на ноутбуке презентации. Это запомнилось, как и то, что 14 февраля (фестиваль пришелся на прошлогодний День влюбленных) она получила больше всех «валентинок» - и от наших, и от кабардинцев, и от ростовчан. И танцевать ее на этом празднике приглашали ничуть не меньше самых молоденьких девушек. Видна была женственность - причем какая-то очень русская, теплая, к которой имя «Татьяна» подходит как нельзя лучше.

* * *

Девичья фамилия у нее - Рогалина. Таня Рогалина родилась и выросла в Ставрополе. Закончила в начале семидесятых 42-ю среднюю школу, увлекалась математикой, кое-что знала о программировании. Поступать решила на факультет вычислительной техники. Дома почему-то решили, что самый ближний к Ставрополю факультет находится в Одессе, в политехническом институте. Она стала студенткой, и в ее жизнь вошел удивительный город - яркий, красивый, с запахом моря, с нарядной толпой и Зелеными театрами, проходя мимо которых можно было с улицы услышать, как выступают Карцев и Ильченко или поет Утесов.

В Одессе она сделала самый важный для нее в жизни выбор - вышла замуж за однокурсника Колю Крутченко. Про выбор - не просто слова. Перед тем как пойти на день рождения к подружке и познакомиться с будущим мужем, она встретилась с другом детства, только что отслужившим в армии и приехавшим к ней для серьезного разговора. Они сидели на бульваре, и, оглядев ее «одесскую» - с короткой стрижкой, в джинсах, он враждебно сказал: «Ты какая-то слишком модная стала. Может, ты еще пьешь и куришь?». Ее взяло зло, и она ответила: «А как же! И сейчас пойду в компанию, где буду пить, курить и танцевать шейк!». В этот момент почему-то очень ясно стало, что он никогда не будет ей доверять, никогда не будет считать равной себе - а значит, о чем говорить?

У подружки ей первым делом бросился в глаза незнакомый парень (они учились на одном курсе, но на разных факультетах). Глаза, которые показались удивительными, рубашка, про которую она до сих пор помнит, что та была розового цвета... И вот уже тридцать лет Татьяна Ивановна и Николай Михайлович считают, что им повезло, выпала встреча, судьба.

Впрочем, та же судьба их не раз и испытывала. В Краснодаре после распределения, когда они с годовалым сыном Ромой ютились на съемной квартире, отдавая за жилье почти всю свою зарплату молодых специалистов; в Грозном, где квартиру, наконец, получили, но начал болеть сын. По совету врачей уехали на Ставрополье, в Невинномысск, но через несколько лет грянула перестройка, был момент, когда оба потеряли работу, а детей уже было двое...

Их всегда выручало обоюдное доверие и желание понять другого. Ибо, что есть любовь в семейной жизни, как не это? Николай Михайлович, инженер-энергетик, долгое время работал вахтовым методом, неделями не бывал дома, но жена не упрекала его за это. Она до позднего вечера пропадает у себя в школе, но он относится к этому с пониманием. Вот говорит ей подруга: да заставь ты Крутченко, наконец, веревки на балконе перетянуть! А Татьяна Ивановна думает: раз сейчас не делает, значит, не может, но сделает же когда-нибудь... Не в веревках счастье.

И дети у них хорошие, самостоятельные. Высшее образование у обоих столичное, но и сын Рома учился в МГУ и работал, и дочь Наташа сейчас так же делает.

* * *

Как уже понял читатель, специального педагогического образования у Татьяны Ивановны нет.

В начале девяностых она во второй раз сделала выбор, изменивший ее жизнь. Директор Невинномысской гимназии № 10 «ЛИК» Александр Калкаев предложил ей работу учителя информатики. В гимназии учились Рома с Наташей, Татьяна Ивановна была членом родительского комитета - а работы к тому времени лишилась, развалилась ее фирма, краевое предприятие вычислительной техники. Она согласилась. С ее помощью в гимназии появилась первая в крае школьная компьютерная база данных. А потом, когда сразу пять ее учеников стали победителями научного конкурса по информатике, «ЛИК» получил в награду компьютерный класс - тоже первый в крае. Ребята приняли ее в качестве учителя хорошо - она могла легко разобрать и собрать компьютер, по прежней своей работе знала всю новую технику.

Выскажу, может быть, крамольную мысль: приход в школу людей из других, не педагогических сфер, по-моему, во благо. Педвузы наши испокон веку давали не самое лучшее образование. К тому же у «чужаков» нет учительского консерватизма, граничащего, порой, с косностью. Они часто шире видят жизнь. Такое разнообразие для детей важно. Умные руководители, как Александр Калкаев, это понимают.

А уж что касается специалистов по информационным технологиям!.. На том же Интернет-фестивале в Нальчике бурно обсуждалась тема: когда же в школе появятся системные администраторы, знающие инженеры? Без них техника мертва. А Татьяна Ивановна все это знает и умеет.

И еще она не может жить без новых идей. В гимназии ее стараниями выпускается электронная газета: просмотр новостей - в актовом зале на больших переменах. Вот-вот появится детская видеостудия, которая будет делать компьютерные мультфильмы, а, может, и снимать игровое кино.

Гимназисты вместе с Татьяной Ивановной ездят в Москву на международные выставки по компьютерным технологиям. Не говоря уже о том, сколько наград на всероссийских и краевых конкурсах по информатике ими получено, сколько ее выпускников стали компьютерщиками, программистами, закончив лучшие университеты страны.

Правда, дети, по ее словам, за последнее десятилетие изменились, стали более прагматичными. Бюджетных мест в вузах все меньше, условия приема все жестче. И первая мысль старше-классников, что ни предложи - что мне это даст для поступления? Да, видеостудия - очень интересное дело, но у меня репетиторы...

Порой Татьяна Ивановна устает от школьной текучки. Тогда они с Николаем Михайловичем приезжают в Ставрополь, идут в театр или филармонию. Иногда я иду вместе с ними. Оба очень благодарные зрители и слушатели. Рядом с ними как-то по-особому тепло. И думается о том, что наша журналистская профессия по сравнению с другими имеет одно преимущество - ты знакомишься с людьми, о которых не просто интересно писать, но у которых можно чему-то учиться. У Татьяны Крутченко - вот этой самой душевной теплоте и знанию того, что в жизни каждый день важен и бесценен.