Пусть больше будет солнца настоящего!
В Красногвардейскую школу, с которой Миша расстался в 2004 году, тянет его неодолимо:
- Ведь это же мой родной дом! Другого у меня нет. В феврале у нас производственная практика – буду проситься только сюда… Я хочу приобрести для школы некоторый спортивный инвентарь. А еще - оборудовать поблизости спортивную площадку. Деньги? Готов сам пожертвовать из своей пенсии. А также привлечь спонсоров. Вообще-то для ребят-сирот, как я знаю, открыт постоянно действующий благотворительный счет, но надо добиться, чтобы он все-таки пополнялся более активно… Удастся, может, займусь собственным бизнесом…
Мечтать не вредно? Ветер в голове играет? Может быть, и так. Хотя что в этом предосудительного? Разве лучше жить без цели и предмета стремлений, думая лишь о сегодняшнем дне и только о себе, любимом? Или вы не согласны с известным изречением Виктора Гюго, романизировавшего мужественных и сильных духом людей: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня – утопия, завтра – плоть и кровь»? В конце концов «ни один деятельный и нормальный человек не может обойтись без фантазии» (афоризм другого классика).
И потом, заметим, у него все-таки многое в жизни идет так, как задумано – именно благодаря собственной настойчивости, а еще, конечно, благодаря опеке добрых советчиков.
Но, правда, не всё получается. Уж так не хотелось ему расставаться со школой! Вел даже предметный разговор о покупке в селе дома. Но уезжать пришлось - когда закончил здесь полный курс обучения и настала пора определяться с дальнейшим жильем и учебой (тогда, год назад, мы рассказывали о нем в «Ставропольской правде»). Желал остаться в Красногвардейском не только потому, что боялся перемен. Педагоги, медики, друзья, хороший микроклимат – всё это ему очень нравилось, здесь чувствовал себя не только на равных, но более того - лидером… А что ждало впереди?
Учиться в Ессентуках в специальном училище, как многие его друзья, ребята с ограниченными физическими возможностями? Заупрямился, засомневался: «Не потяну по предметам». Думаю, что он все-таки недооценил свой капитал.
Так как же он все-таки оказался в этом Ставропольском лицее? Посодействовала Мария Федоровна Евсеенко, руководитель краевого общества инвалидов с детства «Дельфин», которая, помимо повседневной заботы о своих подопечных, шефствует над ними и в дальнейшем, помогая устраиваться в жизни. Именно по ее ходатайству (а в судьбе Ляшенко она по-прежнему принимает самое деятельное участие) министерство образования края направило его сюда учиться. И тут радует, конечно, чуткость педагогов, которые проявляют интерес к детям-инвалидам. Мишу приняли в лицей в виде исключения, тем более учитывая то, что он социальный сирота. Мария Федоровна благодарна и администрации лицея, прежде всего его директору В. Хорину, и мастеру производственного обучения Ю. Потапову, и воспитателю Г. Евдокимовой: они встретили пацана хорошо, помогли ему, вырвавшемуся из привычной среды, быстрее адаптироваться в новом коллективе.
По словам Галины Андреевны, Миша весьма общительный. С мальчишками уживается: те с пониманием относятся к его проблемам. Трудовой распорядок не нарушает. Успеваемость нормальная.
- Мне дали тут возможность проявить себя – пройти что-то вроде испытательного эксперимента. Если я смогу тут учиться, значит, и другие ребята такие, как я, тоже сумеют, - не без гордости говорит наш герой, чувствуя себя в некотором роде первопроходцем.
За прошедший год он явно повзрослел, возмужал. Даже походка улучшилась: послушней становится опорно-двигательный аппарат! Появилась уверенность в том, что и впредь сумеет достичь в жизни чего-то определенного, тем более что люди к нему благосклонны. Сейчас, к примеру, в кафе «Экспресс» он может один раз в день питаться бесплатно «за счет учреждения»: столь щедрой оказалась душа предпринимателя. Хорошо и то, что Миша приучается здесь к определенной культуре застолья.
Его охотно привечает у себя дома жительница Ставрополя Э. Анненкова. Она, по признанию Миши, относится к нему так же, как к своему сыну. Здесь, в домашней обстановке, парень чувствует себя непринужденно и комфортно. Отдохнет, расслабится. Тут его тоже и подкормят, и без подарка не оставят. Вот бы все дети-сироты хотя бы в выходные и праздничные дни имели такое пристанище!
Любопытно, как Элла Геннадьевна познакомилась с ним: увидела сюжет о «Дельфине» по телевидению – и решила пригласить к себе в гости этого показавшегося ей симпатичным молодого человека. И в тот же день совершенно случайно узнала в одной из прохожих еще одну участницу этой передачи - саму Марию Федоровну. Так пути их и пересеклись.
Становится молодой человек более самостоятельным – растут его запросы, появляются новые цели. Ляшенко считает себя круглым сиротой. И это правда: мать отказалась от него, больного, еще в роддоме, а отец - «даже еще раньше». Но не так давно он узнал (причем «почти точно»), что в его родном по месту рождения Минераловодском районе, а может, и в других городах и весях, у него остались восемь (!) старших братьев и сестра. Где-то же они живут сейчас!
- Мать не буду искать, раз она так поступила со мной. А вот сестру и братьев поищу. Возможно, обращусь на телевидение - в «Жди меня».
Это уже характер!
Вообще, утверждают специалисты, многие из инвалидов с детства, взрослея, рано или поздно как-то устраиваются в жизни, да и материальные их проблемы так или иначе все-таки решаются. Но острые, к тому же деликатные психологические моменты все же остаются. Взять, допустим, такой: поскольку ребята живут практически на всем готовом, есть опасность, что у них со временем, назовем вещи своими именами, выработается потребительское отношение к жизни. Так зачастую и случается. Да, у них нелегкая судьба, да, они несчастней многих из нас, но нельзя, чтобы у них появилась привычка, будто все им что-то непременно должны и все им чем-то обязаны – хоть государство, хоть частные лица. Так что и вовремя сказанное ими «спасибо» за чей-то добрый по отношению к ним поступок (в самом деле, разве благодарность – такое уж тягостное чувство?), и их, предположим, вопрос: «А можно мне взять то или это?» - всему этому их тоже надо учить. Правда, к Мише теперь это уже не относится, да и, в общем-то, это не его личная проблема, а, скорее, проблема воспитания, но тем не менее она существует. И решать ее надо – вплоть до того, что воспитание должно иметь приоритет над образованием. Такая мысль, кстати, звучит в столь любимом не только детьми «Маленьком принце» Сент-Экзюпери.
Самое же главное, самое печальное, если не сказать, непоправимое – не хватает этим детям домашнего уюта, материнской ласки. А так хочется простого человеческого счастья! Хочется всем - и ребятам, и тем, кто их опекает, кто болеет за них душой. Чтобы именно мама пожелала тебе спокойной ночи, чтобы именно она погладила тебя по шевелюре: «Да ты у меня совсем взрослым стал, сынок». Чтобы однажды вся родня уселась за праздничный стол и всем на душе стало хорошо-хорошо: «Так вот нас, оказывается, сколько!»…
- Нет домашнего тепла, - образно замечает М. Евсеенко, - это все равно, что лишить человека солнца. Каким бы ярким ни было искусственное освещение, нет, не заменит оно небесного светила, дающего жизнь и рост всему живому на земле…
Может, в этом году настоящего солнца станет больше?