Кукушечьи гнезда под государственной крышей
Хотя вмешательство государства в семейные отношения сведено сейчас до разумного минимума, тем не менее новый Семейный кодекс укрепляет положение детей, не только рожденных в законном браке, но и тех, чьи родители не зарегистрировали свои отношения. А это требует строжайшего соблюдения установленного законом порядка, который, увы, сплошь и рядом так или иначе нарушается. Некоторые супруги, как выясняется, даже не знают, например, о том, что единственно законным, со всеми вытекающими отсюда последствиями, признается лишь брак, заключенный в государственных органах загса – и нигде больше.
Семья не может оставаться исключительно частным делом. Это особо подчеркивалось на последнем в нынешнем году заседании краевой межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам (его провел руководитель комиссии, заместитель председателя правительства края Н. Пальцев).
За неполный 2004 год наш край уже перепрыгнул прошлогодний «показатель» по числу детей, брошенных родителями или оставшихся без их попечения. Хлопот доставляет также внебрачная рождаемость. И хотя число мужчин, признаваемых отцами, с каждым годом все-таки растет, тем не менее большая половина детей продолжает воспитываться в неполных семьях.
Вообще, конечно, странная ситуация: «рожают детей частные лица», а дальнейшие заботы по их содержанию вынуждено брать на себя государство. Говорят, что в некоторых странах, причем цивилизованных, родителя можно привлечь к ответственности уже только за то, что он на несколько часов оставил дома своего малолетнего ребенка без присмотра. А мы не в состоянии справиться даже с теми, кто бросает детей на произвол судьбы из-за своего аморального поведения, причем нередко при этом умудряясь еще и получить единовременное пособие на рождение ребенка. Хотя опять же, разве лучше, если ребенок останется жить в такой семье, где процветают и нищета, и побои, и оскорбления, и другие правонарушения?
Касаясь различных аспектов этих непростых проблем, комиссия отмечала не только их актуальность, но и «межведомственный характер», имея в виду, что лучше должны взаимодействовать друг с другом учреждения и организации краевых министерств здравоохранения, образования, труда и соцзащиты населения, финансов, ГУВД, управления по обеспечению деятельности мировых судей. А еще – органы местного самоуправления муниципальных образований. Им, в частности, рекомендовано (в пределах, конечно, их полномочий) проработать вопрос увеличения опекунского пособия до уровня прожиточного минимума на одного ребенка, больше заниматься развитием таких форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемные, патронатные семьи, семейные детские дома…