00:00, 4 декабря 2004 года

Уличат во взятке – отстранят от должности

Андрей недавно вернулся в Ставрополь из Польши, куда ездил по студенческой программе польско-американского фонда «Свобода», которая называется «Образование для демократии» и направлена на формирование новых элит и лидеров в интеллектуальной, экономической, политической сферах на ценностях западного мира.

«Дорогой друг, вы приглашаетесь принять участие в учебной студенческой программе «Образование для демократии», проводимой в октябре-ноябре 2004 года в городах Польши специально для студентов гуманитарных факультетов».

Подобное приглашение получили 240 студентов из лучших вузов России, Белоруссии и Украины, прошедших жесткий отбор более чем из тысячи кандидатов.

По воле судьбы я вместе со сверстниками из ближнего зарубежья попал в Гданьск. Жили мы две недели в доме «Примирения и встреч им. Святого Максимилиана Кольбе», в котором ежегодно проводится более шестидесяти семинаров, конференций, различных встреч и курсов в большинстве случаев для молодежи. В первый день нас познакомили с городом, имеющим богатую историю и существующим уже более тысячи лет. После нас ожидала насыщенная и не менее интересная программа. С раннего утра до позднего вечера мы знакомились с академической системой образования в Польше, неправительственными общественными молодежными организациями, функционированием политической системы. Так, во время беседы с ректором Гданьского университета Анжеем Цейнова мы узнали, что в этот вуз (кстати, самый большой в Европе) любой студент-иностранец может поступить на дневную бесплатную форму обучения на тех же основаниях, как и любой польский студент. Платное лишь заочное и вечернее обучение. В нынешнем году конкурс на русскую филологию составлял 12 человек на место. Для тех, кого интересует, сколько стоит обучение на Западе, скажу: один семестр на польской филологии обойдется вам в 950 злотых, на факультете менеджмента - 3600. В частных вузах – от 3000. Один злотый – это примерно 9 рублей. Плюс учтите затраты на проживание, проезд и т. д.

Еще мы узнали, что если какого-либо преподавателя уличат в получении взятки, то его сразу отстраняют от должности и дело рассматривается в суде.

Здесь очень много студентов-волонтеров. На каждом факультете широко развита сеть студенческих организаций, которые проводят различные конференции, приглашают преподавателей из других университетов и т. д. Так, университетский спортивный клуб проводит множество соревнований, организует лагеря отдыха, пропагандируя тем самым здоровый образ жизни. Некоторые спортсмены, тренирующиеся в клубе, входят в состав национальной сборной. Благодаря различной деятельности этих клубов университет известен не только в Польше, но и за границей.

Студенты реально играют большую роль в жизни вуза. Студенческое самоуправление разрешает конфликтные ситуации между студентом и преподавателем, выделяет стипендии нуждающимся студентам, проводит культурно-развлекательные мероприятия. Над ним стоит студенческий парламент, у него полномочия еще шире: «депутаты» определяют размер стипендии, принимают участие в выборах ректора (из 120 голосов - 20 приходится на парламент), координирует сотрудничество между университетами. Со следующего года в Гданьском университете произойдет «ментальная революция», когда студенты будут выставлять оценки преподавателям.

Также нас знакомили и со структурой политической власти на местах, мы присутствовали на заседании городского совета Гданьска. При беседе с бургомистром Жуково Альбертом Беховски мы узнали, что местные власти всегда стараются найти общий язык с прессой и что они не пытаются корректировать и направлять деятельность СМИ, т. к. это противоречит основам демократии, а решающая оценка мнения принадлежит читателям.

В свободное от занятий время мы старались ближе познакомиться с польской студенческой жизнью, побывали на дне первокурсника Гданьского политехнического университета, посетили лекцию сербского и русского языков, общались с лучшими представителями студенчества. Одиннадцатого ноября в день независимости Польши мы устроили у себя в центре день национальной кухни. Все вместе, отбросив дискуссии о политике и национальной принадлежности, мы готовили белорусские драники, украинский борщ, сербскую мусакку, татарский каурук и кебап. Мы были единым, сплоченным коллективом, поддерживали друг друга во всем, не отказывали в помощи. У нас было то, чего сейчас недостает нашим государствам: взаимопонимания, единства и поддержки. Мне очень хотелось бы, чтоб между нашими государствами возродились подобные отношения.

Андрей РУБЧЕНКО