00:00, 6 ноября 2004 года

Ностальгия

Наше советское прошлое не отпускает нас, оно заставляет то и дело вспоминать о себе. Вот и в дни недавнего беспрецедентного по жестокости нападения террористов на Беслан многие, я уверена, ужасаясь происшедшему, невольно восклицали в душе, что в СССР такого быть не могло.

Когда в очередной раз мы слышим, что в каком-то российском городе рабочие объявили забастовку или голодовку, требуя выплатить задерживаемую уже многие месяцы зарплату, то опять на ум приходят советские времена: деньги за свой труд люди тогда получали ежемесячно, день в день.

Вот нам показывают по телевидению поселок, который живет без тепла, света и воды, потому что расположенный там комбинат задолжал ведомству А. Чубайса значительную сумму за электроэнергию и безжалостно отключен вместе с жилыми домами, больницей и школой. И опять в мозгу, как молния, вспыхивает: в СССР подобное и присниться не могло.

При советской власти не закрывались шахты, не становились банкротами процветающие заводы и совхозы, народ не знал, что такое потерять и не найти работу. У государства были средства и на оборону, и на науку, и на образование, и на здравоохранение, хотя страна в те годы не получала таких гигантских прибылей от продажи нефти, как получают нынешние владельцы российских нефтяных компаний.

Да, граждане СССР, даже самые высокопоставленные, не имели роскошных «иномарок» и дорогих вилл на морском побережье Франции и Испании, не покупали английских футбольных клубов и не строили особняков в заповедных местах. Но огромным массам трудящихся хватало на нормальную жизнь. Дети бесплатно учились в школах и институтах, попав в больницу, люди не ломали голову над тем, где взять денег на операцию и на лекарства. Даже пенсионеры имели возможность ездить на море, в санатории и дома отдыха за счет государства.

Большим достижением советского строя, я считаю, было и бесплатное жилье. Квартиры получали рано или поздно все, кто работал. И коммунальные платежи в те годы были по карману любой семье: они не превышали 10 процентов одной зарплаты. К примеру, 78-метровая трехкомнатная квартира, в которой проживала моя семья из четырех человек, обходилась в месяц в 17 рублей.

Те, кто, не спросив у народа, отменил советскую власть, поначалу много говорили о социальной справедливости, об искоренении привилегий и льгот, которыми пользовалась верхушка КПСС. Но эти лозунги вскоре исчезли из их политических заявлений. И теперь действительность являет нам примеры вопиющей несправедливости. Это касается прежде всего оплаты труда. Она чрезвычайно низка и у многих категорий трудящихся не достигает даже прожиточного минимума, чего не скажешь о начальниках, больших и маленьких.

Тот, кто родился и вырос при советской власти, не может спокойно наблюдать, как собственность, которую десятилетиями создавали целые поколения тружеников, стала вдруг принадлежать тем, кто никогда ни с какой стороны не был к ней причастен, как богатствами недр страны завладели люди, не вложившие в их разведку и освоение ни капли своего труда.

Нельзя невольно не сравнивать и нынешнюю избирательную систему с советской. Конечно, компартия тогда регламентировала, сколько мужчин и сколько женщин, сколько рабочих и сколько крестьян, сколько русских и представителей других национальностей должно было попасть в органы государственной власти. Но эти квоты отвечали принципам равноправия. Да, КПСС подбирала кандидатуры для выдвижения в депутаты и потом предлагала их на обсуждение трудовым коллективам. Но это были действительно достойные люди – крепкие хозяйственники, профессионалы из других сфер, честные работяги из гущи народа, которые знали, что ему нужно, и выражали интересы тех, кто трудится.

А кто сейчас, когда нет никаких регламентаций, попадает во власть? Чаще всего люди с большими деньгами. У многих кандидатов в мэры и депутаты нет ни подходящего образования, ни профессионального опыта, нет и достаточного кругозора, чтобы решать общественные проблемы, а есть лишь обширные амбиции и не менее обширные желания контролировать финансовые потоки. Отрадно, что президент В. Путин недавно предложил изменить порядок формирования органов исполнительной власти в регионах и выдвижения кандидатов в депутаты Госдумы РФ.

Огромную ностальгию по СССР, я думаю, испытывают бывшие советские люди особенно в наши дни, когда добрые межэтнические отношения остались в прошлом, а налицо конфликты и разногласия, «горячие точки», в которых идет война. Мне довелось жить и заканчивать десятилетку в Северном Казахстане, в небольшом райцентре. В нашем классе было всего 19 учеников, но среди них насчитывалось семь национальностей: русские, украинцы, немцы, евреи, поляки, корейцы, казахи. Были и дети бывших «врагов народа» и ссыльных родителей. Но никогда за годы моей учебы не наблюдалось и в школе, и в селе ни малейших признаков национальной вражды или нетерпимости, превосходства одних над другими. Мы во всем пользовались равными правами. Кто хотел, получил впоследствии высшее образование, кстати, единственной трудностью на пути к нему стали для любого из нас лишь большие конкурсы в вузах – ни о какой плате или взятках при поступлении и мысли быть не могло. Судебная система в 50-е годы была жесткой, а наказание – неотвратимым.

Стоит вспомнить, что в СССР никого не расстреливали в подъездах, тогда не взрывались дома, поезда и самолеты, люди не прятались в своих жилищах за железными решетками и дверями. Старики не рылись в мусорных баках, а беспризорные дети не ночевали в подвалах. Жизнь была несравненно спокойнее, безопаснее и нравственно чище. Первой жизненной потребностью считалась работа, и человек ценился по труду, а не по толщине кошелька.

А потому все чаще задумываешься – а не выплеснули ли мы, как говорится, вместе с водой и ребенка, резко отметя и разрушив все советское? Мне кажется, опыт Страны Советов еще будет востребован, его станут изучать историки и социологи. Уже сейчас некоторые из них признают, что и советская система образования была одной их лучших в мире, и здравоохранению советской поры завидовали во многих странах. Вот уже кое-где в России начали возвращаться к пионерским организациям, к ученическим производственным бригадам, к патриотическим Постам у Вечного огня, к народным дружинам и к студенческим строительным отрядам…

* * *

Я пишу эти строки, а из радиоприемника звучит старая советская песня, хотя и в современной «попсовой» обработке: p2 Заходится сердце, сердце волнуется,
Почтовый пакуется груз.
Мой адрес – не дом и не улица,
Мой адрес – Советский Союз…

Что-то в последнее время и по телевидению стали транслировать концерты советских песен. Даже называют их «Песни о главном». После каждой из них теплеет на душе – ностальгия…