В октябре отмечается день рождения профессионально-технического образования России и нашего края. В настоящее время «профтех» испытывает на себе все приметы сегодняшнего дня, весь груз его проблем.

Краевая система профессионального образования представляет собой развитую сеть учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

На Ставрополье готовят рабочих и специалистов более 50 учреждений, финансируемых из бюджета края. В их числе – институт повышения квалификации работников образования, два региональных вуза, 18 колледжей (в том числе четыре педагогических), 11 профессиональных лицеев, 18 профессиональных училищ и профшкола. Кроме того, существует довольно разветвленная сеть учебных центров, где осуществляется подготовка рабочих кадров, и более 120 учебных заведений среднего и высшего профессионального образования федерального подчинения, в том числе негосударственных. Они ведут непрерывную подготовку кадров более чем по двумстам профессиям и специальностям. Это целая армия учащихся и студентов.

Качество подготовки кадров в большинстве учреждений, несмотря на порядком износившуюся материальную базу, продолжает сохраняться на должном уровне.

Вроде бы все не так уж плохо. Но если обратиться к анализу, то становится ясно, что система профессионального образования края, как и России в целом, отражает все противоречия нашей эпохи. Она переживает комплексный кризис, обусловленный объективными (прогресс науки и технологий, информационный бум) и субъективными (деидеологизация, гуманизация общества) факторами. Являясь региональной структурой, в дополнение к общероссийским, она несет на себе груз еще и специфических местных проблем, осложняемых несовершенными взаимоотношениями между федеральным и региональным бюджетами.

В функционировании региональных систем профобразования можно обозначить много противоречий, не обошедших стороной и Ставропольский край. Например, между необходимостью государственного регулирования образовательного процесса и отсутствием такового. Современная образовательная политика нацелена на модернизацию, но задачи преобразований очень неопределенны, их слишком много, они носят половинчатый характер. Свою роль играет и то, что система профессионального образования и реальное производство более десятка лет развивались в изоляции друг от друга, прежние связи между учебными заведениями и предприятиями практически разрушены, поэтому уровень подготовки специалистов зачастую не соответствует требованиям работодателей. Отчасти это связано с низкими материально-техническими и кадровыми возможностями ряда учреждений профтехобразования.

Непростые времена ожидают «профтех» в ближайшем будущем. Грядет нормативное финансирование, в основу которого положено так называемое подушевое: «деньги следуют за учащимся». По данным Российского института развития профессионального образования, экономически эффективной может быть подготовка специалистов только в том случае, если ПТУ, колледж и т.д. обучает не менее 650-700 человек и по одной специальности набирает не меньше двух групп на курс. Однако демографическая ситуация, складывающаяся в нашем регионе, совершенно иная. В учреждениях профобразования, особенно на селе, – по 600, 400 и даже 300 учащихся. А в ближайшие три года число выпускников-девятиклассников снизится почти на 32 процента. Уже в текущем году не выполнен план набора в ПТУ на две тысячи человек. В связи с этим министерством образования СК принято решение о реорганизации ряда учреждений сельскохозяйственного профиля в филиалы других учебных заведений.

Существует также и острая необходимость переориентации школьников и их родителей на получение рабочей профессии: в крае число студентов вузов в полтора раза превысило количество обучающихся в системах НПО и СПО, вместе взятых. На промышленных предприятиях же оптимальное соотношение специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием должно быть 1:1:5.

Это лишь некоторые существующие противоречия, однако и их вполне достаточно, чтобы представить себе тот клубок проблем, которые стоят перед руководителями образования разного ранга. Поэтому от любого из них требуется особая компетентность и специальная менеджерская подготовка. Но этого недостаточно. Необходимы поддержка и взаимопонимание со стороны региональных органов власти, постоянный диалог с ними.

В условиях Ставрополья такой диалог и взаимопонимание достигнуты по многим проблемам. Например, удалось убедить правительство СК сделать приоритетным бюджетное финансирование подготовки рабочих для промышленного, сельскохозяйственного и строительного секторов экономики, уменьшив в то же время финансирование специальностей социально-бытовой сферы. Число учащихся, овладевающих профессиями первой группы, возросло на 23 процента, а во второй группе уменьшилось на 37 процентов. Поддержка со стороны правительства выразилась и в том, что учебные заведения получили большое количество сельхозтехники, транспорта, металло- и деревообрабатывающих станков, компьютерной техники.

Край пошел на непопулярные меры, направленные на оптимизацию, а по сути, сокращение ряда учреждений профобразования. Уже реорганизованы ПТУ в Георгиевске, Буденновске, Минеральных Водах, Ессентуках, Невинномысске. Это позволит оптимизировать финансовые расходы и поднять качество подготовки специалистов.

Процесс оптимизации сети НПО и СПО болезненно воспринимается как работниками учебных заведений, так и органами власти районов и городов. Однако он объективен, продиктован ситуацией на рынке труда, в экономике и нормативно-правовой сфере государства. А если учесть, что Министерство образования и науки России в соответствии с новым законодательством планирует в ближайшие годы передать на бюджеты субъектов РФ до 90 процентов учреждений начального профобразования и до 50 процентов – среднего, то становится ясно, что реструктуризация сети неизбежна.

Дает свои плоды и уход от дублирования в подготовке специалистов несколькими учреждениями образования в одном населенном пункте. Таким образом, можно, с одной стороны, закрепить специализацию ряда учебных заведений, с другой – объединить несколько однопрофильных в одном многопрофильном.

Требует решения проблема повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Сделать это можно, в частности, соединив усилия краевого института повышения квалификации работников образования и преподавателей Ставропольского государственного педагогического института, где открыт факультет дополнительных образовательных программ, есть своя аспирантура.

Отдельная проблема – восстановление и развитие социального партнерства. В настоящее время на Ставрополье работает более 300 предприятий, и только два активно участвуют в подготовке специалистов совместно с учреждениями НПО – стеклотарный завод и завод автоприцепов…

Леонид ХАРЧЕНКО