Системный кризис «профтеха»
Краевая система профессионального образования представляет собой развитую сеть учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского образования.
На Ставрополье готовят рабочих и специалистов более 50 учреждений, финансируемых из бюджета края. В их числе - институт повышения квалификации работников образования, два региональных вуза, 18 колледжей (в том числе четыре педагогических), 11 профессиональных лицеев, 18 профессиональных училищ и профшкола. Кроме того, существует довольно разветвленная сеть учебных центров, где осуществляется подготовка рабочих кадров, и более 120 учебных заведений среднего и высшего профессионального образования федерального подчинения, в том числе негосударственных. Они ведут непрерывную подготовку кадров более чем по двумстам профессиям и специальностям. Это целая армия учащихся и студентов.
Качество подготовки кадров в большинстве учреждений, несмотря на порядком износившуюся материальную базу, продолжает сохраняться на должном уровне.
Вроде бы все не так уж плохо. Но если обратиться к анализу, то становится ясно, что система профессионального образования края, как и России в целом, отражает все противоречия нашей эпохи. Она переживает комплексный кризис, обусловленный объективными (прогресс науки и технологий, информационный бум) и субъективными (деидеологизация, гуманизация общества) факторами. Являясь региональной структурой, в дополнение к общероссийским, она несет на себе груз еще и специфических местных проблем, осложняемых несовершенными взаимоотношениями между федеральным и региональным бюджетами.
В функционировании региональных систем профобразования можно обозначить много противоречий, не обошедших стороной и Ставропольский край. Например, между необходимостью государственного регулирования образовательного процесса и отсутствием такового. Современная образовательная политика нацелена на модернизацию, но задачи преобразований очень неопределенны, их слишком много, они носят половинчатый характер. Свою роль играет и то, что система профессионального образования и реальное производство более десятка лет развивались в изоляции друг от друга, прежние связи между учебными заведениями и предприятиями практически разрушены, поэтому уровень подготовки специалистов зачастую не соответствует требованиям работодателей. Отчасти это связано с низкими материально-техническими и кадровыми возможностями ряда учреждений профтехобразования.
Непростые времена ожидают «профтех» в ближайшем будущем. Грядет нормативное финансирование, в основу которого положено так называемое подушевое: «деньги следуют за учащимся». По данным Российского института развития профессионального образования, экономически эффективной может быть подготовка специалистов только в том случае, если ПТУ, колледж и т.д. обучает не менее 650-700 человек и по одной специальности набирает не меньше двух групп на курс. Однако демографическая ситуация, складывающаяся в нашем регионе, совершенно иная. В учреждениях профобразования, особенно на селе, - по 600, 400 и даже 300 учащихся. А в ближайшие три года число выпускников-девятиклассников снизится почти на 32 процента. Уже в текущем году не выполнен план набора в ПТУ на две тысячи человек. В связи с этим министерством образования СК принято решение о реорганизации ряда учреждений сельскохозяйственного профиля в филиалы других учебных заведений.
Существует также и острая необходимость переориентации школьников и их родителей на получение рабочей профессии: в крае число студентов вузов в полтора раза превысило количество обучающихся в системах НПО и СПО, вместе взятых. На промышленных предприятиях же оптимальное соотношение специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием должно быть 1:1:5.
Это лишь некоторые существующие противоречия, однако и их вполне достаточно, чтобы представить себе тот клубок проблем, которые стоят перед руководителями образования разного ранга. Поэтому от любого из них требуется особая компетентность и специальная менеджерская подготовка. Но этого недостаточно. Необходимы поддержка и взаимопонимание со стороны региональных органов власти, постоянный диалог с ними.
В условиях Ставрополья такой диалог и взаимопонимание достигнуты по многим проблемам. Например, удалось убедить правительство СК сделать приоритетным бюджетное финансирование подготовки рабочих для промышленного, сельскохозяйственного и строительного секторов экономики, уменьшив в то же время финансирование специальностей социально-бытовой сферы. Число учащихся, овладевающих профессиями первой группы, возросло на 23 процента, а во второй группе уменьшилось на 37 процентов. Поддержка со стороны правительства выразилась и в том, что учебные заведения получили большое количество сельхозтехники, транспорта, металло- и деревообрабатывающих станков, компьютерной техники.
Край пошел на непопулярные меры, направленные на оптимизацию, а по сути, сокращение ряда учреждений профобразования. Уже реорганизованы ПТУ в Георгиевске, Буденновске, Минеральных Водах, Ессентуках, Невинномысске. Это позволит оптимизировать финансовые расходы и поднять качество подготовки специалистов.
Процесс оптимизации сети НПО и СПО болезненно воспринимается как работниками учебных заведений, так и органами власти районов и городов. Однако он объективен, продиктован ситуацией на рынке труда, в экономике и нормативно-правовой сфере государства. А если учесть, что Министерство образования и науки России в соответствии с новым законодательством планирует в ближайшие годы передать на бюджеты субъектов РФ до 90 процентов учреждений начального профобразования и до 50 процентов - среднего, то становится ясно, что реструктуризация сети неизбежна.
Дает свои плоды и уход от дублирования в подготовке специалистов несколькими учреждениями образования в одном населенном пункте. Таким образом, можно, с одной стороны, закрепить специализацию ряда учебных заведений, с другой - объединить несколько однопрофильных в одном многопрофильном.
Требует решения проблема повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Сделать это можно, в частности, соединив усилия краевого института повышения квалификации работников образования и преподавателей Ставропольского государственного педагогического института, где открыт факультет дополнительных образовательных программ, есть своя аспирантура.
Отдельная проблема - восстановление и развитие социального партнерства. В настоящее время на Ставрополье работает более 300 предприятий, и только два активно участвуют в подготовке специалистов совместно с учреждениями НПО - стеклотарный завод и завод автоприцепов…

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
