Все это было бы смешно…
И вот меньше недели осталось до даты, после которой будущие пенсионеры в этом году уже не смогут распорядиться своими пенсионными накоплениями. И надо полагать, что основная масса ставропольцев, получивших сообщения о лицевых счетах и бланки заявлений, свой выбор уже сделала. Однако, как оказалось, ситуация с «пенсионными выборами» в крае выглядит - курам на смех…
Если помните, мы уже писали о том, что в этом году государство предоставило россиянам возможность доверить накопительную часть пенсии не только управляющим компаниям (УК), которых пруд пруди (одна государственная и 55 частных), но еще и 77 негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Так что кандидатов на то, чтобы спасти наши накопления от инфляции, сохранить и преумножить - более чем достаточно. Правда, при этом самих «избирателей» легонько «секвестировали». И теперь в отличие от прошлого года право на накопительную часть пенсии (а следовательно, и на то, чтобы распоряжаться ею) у нас имеют только родившиеся в 1967 году и моложе. То есть те, у кого из пенсионных отчислений четыре процента идут на накопительную часть. Кому до пенсии еще далековато и кто, по мнению пенсионных реформаторов, сможет к старости реально успеть накопить более–менее серьезные средства. Те же, кто еще в прошлом году попадал в накопительную систему – мужчины с 1953 года рождения и по 1966 год включительно и женщины с 1957 года рождения и также по 1966-й, отныне оказались за бортом этой системы (сразу поясню: у них этот тариф из накопительной части перешел в страховую).
Дебатов по поводу такого решения было много, однако оно было принято. И, как нас убеждали в Пенсионном фонде, на это имеются серьезные резоны. Самый главный - на счетах этих людей до выхода на пенсию успеют скопиться очень скромные суммы. При этом они будут подвержены риску, поскольку зависят от того, насколько успешно поработают с ними управляющие компании и НПФ. Чтобы эта часть пенсионеров, не дай бог, не оказалась в итоге «на бобах», теперь средства будут аккумулироваться в страховой части пенсии, которая, как известно, индексируется, дабы сохранить ее покупательную способность.
Итак, осчастливленных правом поручить пенсионную денежку государственному Пенсионному фонду или негосударственному и частным управляющим компаниям стало меньше, но… Тем не менее - целая армия. Эти сегодняшние работники молоды и мобильны, легче, чем поколение их родителей ориентируются в рыночном пространстве, и еще меньше, чем оно, уповают на государство. Стало быть, выглядит как потенциально активный участник «на пенсионных выборах». И эту мысль о просыпающемся народном интересе к реформе вроде бы даже подтверждают данные отделения Пенсионного фонда РФ по краю. Из них, например, следует, что по результатам информирования в фонд обратились более шести тысяч человек. Причем если некоторые вопрошали, где же затерялось неполученное ими «письмо счастья», то иные напрямую пытались разобраться, как реализовать свое право на управление пенсионными накоплениями. То есть можно было бы предполагать некоторый всплеск активности, тем паче, что «выборы» уже вторые. А даже на первых, когда для населения страны они были еще темным лесом, на Ставрополье нашлись-таки четыре тысячи смелых.
Но, видимо, упование на народный интерес оказалось преждевременным, потому что, глядя на предварительные итоги впору рассмеяться, а потом призадуматься.
- На сегодня (до финала три дня. – О.Б.),-рассказала нам заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда по СК Ирина Шинкаренко, - в ПФР поступило только тринадцать(!) правильно заполненных бланков заявлений о выборе управляющих компаний и 46 – о выборе НПФ. Причем некоторые из поступивших заявлений и вовсе не имело смысла заполнять, так как в них указывается ПФР. А бланки, как известно, нужно присылать, только если застрахованное лицо выбирает частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.
(Может, отделение ПФР по краю получило тысячи неправильно заполненных заявлений? Ничуть не бывало…). Но почему же такой мизер?! Этот вопрос мы задали Ирине Шинкаренко.
По ее мнению, все, кто хотел, «ушли» в частный сектор еще в прошлом году. В нашем крае это были в основном работники компаний, где имеются корпоративные УК. На пассивности населения сказалась и не слишком активная рекламная деятельность управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, которые не хотят тратить деньги на рекламу, предполагая, что в сегодняшних условиях это себя не окупит…
С такими доводами трудно не согласиться, но… Есть и другие. Чего греха таить, часть «избирателей», и немалая, до сих пор нечетко представляет, что и для чего им предлагают сделать со своей пенсией. А кто-то получает гроши и не считает нужным суетиться из-за копеек на лицевом счете. По той же причине не активны и получающие «серую» зарплату. Но есть и еще одна очень серьезная проблема, которую реформаторы за год после первых «выборов» так и не решили.
Народ, он, как Станиславский… не верит. Причем не только частным компаниям, которые «вдруг обманут или прогорят». Но и самому государству, не раз менявшему правила игры во время игры. Ну вот взять хоть этот «финт» с категориями, которые имеют право на «накопиловку». А кто его знает, почесывая затылок, думает среднестатистический ставропольчанин, что еще завтра придумают или отменят, так чего я сегодня буду себе нервы мотать? В общем, какие бы ни были причины, а приходится констатировать, что часть реформы, касающаяся инвестирования населением пенсионных накоплений, в этом году на Ставрополье с треском провалилась.
Это, конечно, не утешит и даже наоборот, но на просторах нашей Родины не одни мы оказались в таком положении. Ситуация пиковая почти везде. И если учесть, что денег было угрохано в бланки заявлений немало, то это недешевый провал. Правда, до последнего времени глава ПФР Геннадий Батанов был категорически не согласен с тем, что пенсионная реформа у нас не состоялась. О чем и заявлял еще в августе. Но вот всего за 8 дней до конца «выборов» бывший глава фонда и нынешний министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов наконец признал, что ситуация с выбором УК катастрофическая. Данные же, которые, как передают РИА «Новости», он озвучил, говорят сами за себя. В прошлом году в ПФР поступило 704 тысячи заявлений, а в этом – только четыре тысячи...
Вероятно, эта статистика потрясла правительство, потому что оно наконец поручило министерству здравоохранения и социального развития России организовать работу по информированию населения о возможностях размещения пенсионных накоплений. Кроме того, правительство поручило профильным ведомствам в месячный срок подготовить предложения об изменении порядка и сроков информирования за-страхованных лиц о состоянии специальной (накопительной) части индивидуальных лицевых счетов.
И на это можно сказать только одно: по сей день актуальна старая русская пословица про гром и мужика.