00:00, 2 сентября 2004 года

Милая частичка безоглядного Космоса

Выставка проходит в рамках осуществляемой музеем программы «Художники Ставрополья», представляющей публике как отдельных мастеров кисти, так и целые их группы из разных городов и районов края.

В 1996 году посетители музея уже имели возможность познакомиться с творчеством Анатолия Котова на выставке его живописи. Нынче нам с вами предлагают посмотреть его акварельные опыты, причем самые что ни на есть свежие, появившиеся уже в этом году. Такие жанровые и временные рамки позволяют как бы сделать живой срез – чем занят мастер сегодня, что его волнует, над чем он размышляет… А то, что Котов – художник думающий, становится очевидно каждому, пришедшему на выставку. В каждой его работе присутствует мысль, излагаемая языком даже не красок, а оттенков, полутонов, бликов. Мысль, рожденная в тишине раздумий, хотя и навеянная конкретными образами. Коллеги порой называют Котова затворником за несколько обособленный способ жить и работать, не случайно он, имея хорошее профессиональное образование и определенный успех, никогда не стремился, например, вступить в ряды Союза художников. Что вовсе не мешает ему активно участвовать в самых разных выставках не только краевого, но и российского, и международного масштаба, всюду находя своих почитателей. Например, его хорошо знают в Сибири, в Германии…

- Котов привык быть сам по себе, а принимать его или не принимать – дело публики, - говорит заместитель директора музея Ольга Бендюк. – Нельзя сказать, что его искусство оппозиционно, или спорно, или из ряда вон выходяще… Но это абсолютно самостоятельный мастер, притом что в его работах прослеживается великолепное знание и классики, и древнерусского искусства, и импрессионизма. При этом никакого цитирования, желания подражать нет.

Действительно, уже первый беглый взгляд на представленные в экспозиции работы оставляет впечатление некой трудно поддающейся определению простоты – не обычной, не упрощенной, а высочайшей профессиональной пробы. Что такое у Котова «Утро туманное»? Размытое сиреневое пятно? Однако же стоишь и вглядываешься в эту не-определенность, и испытываешь странное волнение, и соглашаешься с автором: да, вот таким и может быть туманное утро, и, кажется, где-то когда-то оно именно таким встречалось и мне… Отсутствие сюжетов в работах А. Котова – словно его особая примета. Отчасти осложняющая зрительское восприятие. Иногда вселяющая даже недоумение: ну зачем тут вот этот аляповатый яркий петух, и почему название «Кисловодск. Тополь» абсолютно не соответствует содержанию другого «пятна», в котором не угадаешь ни города, ни тополя? А потаенное шестое чувство подсказывает: в этом что-то есть!

- Мы не случайно обратились именно к акварели Котова, - продолжает Ольга Борисовна. – Искусство графики – особый мир, переживший на наших глазах и бурный всплеск в советские времена, и спад, сегодня идет возрождение графических техник. А уж акварель - это настолько тонкое искусство, сложное, деликатное… У Котова к тому же еще и цветное, живописное. Хотя его иногда обвиняют в «непонятности», «размытости», но к абстрактным художникам Котова никак не отнесешь. У него всегда есть элемент изобразительный, сквозь самое абстрактное растекающееся пятно можно разглядеть Образ. Вот почему при этом вспоминаешь, что Анатолий Иванович еще и пишет стихи, и очень тонко чувствует музыку. Это действительно очень многогранная творческая личность.

Трудно не согласиться с профессиональным взглядом искусствоведа, ибо слова Ольги Борисовны как нельзя лучше отвечают твоим собственным чувствам и мыслям. Честно сказать, больше все-таки чувствам! Эмоциональное восприятие и есть непременное условие существования акварели. Акварели Котова воспринимаешь сначала остро эмпирически, а уж потом осмысливаешь, домысливаешь, гадаешь-разгадываешь. Получается, автор дарит простор нашим размышлениям. «Ветер», «Вечер», «Деревья. Осень», «Сумерки»… Подчеркнутая простота даже в названиях работ. Лишь изредка разбавляемая чуть-чуть претенциозным «Город пробуждается» или насмешливо-ироничным «Сегодня я надела эту шляпу». Размытость, бессюжетность у Котова удивительно реалистичны, ему веришь сразу: да, вот в этой причудливой смеси кривых линий в самом деле прячется фигура рыцаря в доспехах, и если немного напрячь воображение, линии выстроятся должным образом, и рыцарь предстанет еще явственнее. Перед его «Одним мгновением» хочется постоять, сосредоточиться и – тоже согласиться в чем-то сокровенном, честном, человечном. Там все такое скромно-небольшое: озерко, деревце, облачко. Но в этом небольшом сквозит какая-то милая частичка безоглядного, бездонного Космоса… Ну вот, и мне не удалось избежать этого определения – «космизм», столь часто звучащего по отношению к творчеству Анатолия Котова. Да отчего ж и не повторить то, что верно?

Думается, организация выставки художника из Кисловодска обещает удовлетворение и художнику, и его зрителю в Ставрополе, увидевшему здесь немало нового для себя, проведшему в стенах музея небесполезный час общения с добрым, светлым искусством.

- Любая выставка – событие. Одно дело, когда картины сложены где-то в тишине мастерской, и совсем другое – здесь, выстроенные в одном ряду, в оформлении, обретающие уже совсем иные толкования, - подчеркивает Ольга Борисовна. - Эти работы живут уже отдельно, независимо от автора, своей собственной жизнью! И для музея это некий этап, предполагающий большую ответственность, необходимость держать планку в отборе работ. Одновременно не забывая о главной задаче - представлении живого художественного процесса, идущего в крае. Мы стремимся отслеживать этот процесс, видеть тенденции развития, замечать что-то новое.

На это и направлена музейная программа «Художники Ставрополья», уже познакомившая зрителя со многими интересными именами. И сейчас сотрудники музея готовят посетителям новые сюрпризы. Так, к Дню города Ставрополя в соседнем зале откроется персональная выставка ставропольца Сергея Паршина, представителя другого поколения художников. В преддверии 190-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова готовится большой культурологический проект, связанный с образовательными программами музея, основанный на богатых музейных фондах. И, конечно, в планах – продолжить знакомство с активно работающими художниками края.