Азия: и хочется, и колется
Мы не едем в далекие края…
Ключевая проблема – высокие транспортные издержки, из-за чего торговать с Азией нам просто не выгодно. И первые попытки ее решить наконец предприняты: в Азербайджане обсуждалась возможность включения нашей страны в транспортный коридор «Европа - Кавказ - Азия» (так называемый проект «Трасека»), о чем было решено ходатайствовать перед Министерством иностранных дел РФ и полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.
- «Трасека» – это объединение, созданное еще в 1993 году для оптимизации транспортных расходов, - рассказывает первый заместитель министра экономического развития и торговли СК Виктор Миленин. - Помимо Азербайджана, туда вошли Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина. Эти государства договорились о снижении внутри коридора таможенных тарифов, накладных расходов по транспортировке грузов, создали единую транспортную инфраструктуру, где все унифицировано, в том числе и документооборот.
Что теряет «выпадающая» Россия, - сказать трудно. А вот Ставропольский край - очень многое. Фактически регион оказался отрезанным от коротких транспортных магистралей по направлению к Азии.
- Было время, когда мы чуть ли не кричали, что нам необходим отрезок участка пути Буденновск – Кизляр, - говорит В. Миленин. – Будь у нас сейчас этот участок, мы могли бы, во-первых, быстро попасть в Астрахань, а оттуда – к портам, и во-вторых, уйти в Баку напрямую, минуя неспокойную Чечню.
Но короткого пути нет. А делать крюк - это удар по карману. Но проблема не только в этом. Торговать нашим предприятиям с Азией, т. е. быть конкурентоспособными на тамошнем рынке, мешают высокие таможенные пошлины. Именно поэтому необходимо добиваться присоединения России к коридору «Европа - Кавказ - Азия». По мнению В. Миленина, это позволит существенно (до 50 процентов) снизить издержки при осуществлении экспортно-импортных операций между Ставропольем и Азербайджаном. Думается, что это дело не одного года…
Зерно у конкурентов хуже, но дешевле
Именно из-за высоких транспортных издержек (хотя есть и другие причины, о которых позже) обе стороны, ведя переговоры об увеличении поставок ставропольского зерна на азербайджанский рынок, не сошлись в ценах. Республика производит около двух миллионов тонн своего зерна и еще столько же закупает – в основном у Казахстана (пшеница там низкокачественная, но дешевая). У Ставрополья – всего 75 тысяч тонн в год. Но, по крайней мере, один миллион тонн правительство республики готово покупать у ставропольских производителей, но… не дороже, чем у казахстанских. Это примерно 3800 рублей за тонну в порту на станции разгрузки. Цена, предложенная нашей стороной, - 4200 рублей. Иначе нет резона. Впрочем, переговоры продолжаются.
- И вообще, надо сказать, вагонные поставки зерна невыгодны в Ставропольском крае. Куда бы то ни было, - говорит В. Миленин. – Таможня и Северо-Кавказская железная дорога делают все, чтобы обобрать тех, кто транспортирует зерно. Таможенники по полдня проверяют каждый вагон, а железнодорожники зарабатывают на простоях вагонов.
Все эти факторы привели к тому, что аграрный регион отправляет на экспорт смехотворное количество зерна – 335 тысяч тонн за пять лет, по официальным данным. Это при миллионных урожаях! Зато наши соседи, у которых получше дела и с транспортными артериями, и с таможней, выступают посредниками и выручают неплохие денежки от реализации, подчеркиваем, нашего хлеба. В числе основных российских экспортеров пшеницы числится, например, Дагестан…
Нефть – ваша, бензин - наш
Целью визита было также расширение внешнеэкономического сотрудничества в сфере промышленности. В кабинет министров Азербайджана переданы предложения правительства края, касающиеся строительства на Ставрополье крупного нефтеперерабатывающего завода.
Всем известно, сколько стоят бензин и дизельное топливо в крае. Ничуть не дешевле, а зачастую даже дороже, чем в других регионах. Это при том, что через территорию края осуществляется транзит нефти (за что, кстати, краевой бюджет не получает ни копейки!), и при том, что компания «Роснефть» качает «черное золото» в том числе из ставропольских недр. Поэтому правительство края полагает, что для региона будет выгодно иметь собственное перерабатывающее предприятие мощностью 1 млн. тонн нефти в год.
- Мысль выйти на правительство Азербайджана возникла не случайно, - говорит В. Миленин. – Это республика с сильной нефтяной отраслью. А кроме того, труба проложена. Ежегодно Азербайджан прокачивает через нее около 2,5 млн. тонн «черного золота» (хотя объемы позволяют прокачивать до 6 млн. тонн).
В настоящее время вопрос находится в стадии проработки, т. е. пока не ясно, какова же будет финансовая схема сотрудничества. В любом случае, политическое решение будут принимать губернатор края и президент республики.
Если говорить о конкретных результатах визита, то к таковым можно отнести открытие в Азербайджане представительства Торгово-промышленной палаты Ставропольского края, а также ряд договоренностей предприятий края с азербайджанской стороной. В республике открыт торговый дом ОАО «СТАПРИ». Теперь это предприятие будет напрямую торговать поршневыми кольцами, что, по идее, должно решить проблему продажи контрафактной продукции под маркой данного ставропольского завода. Обзавелась своим представительством в Баку и фирма «Линкор», специализирующаяся на выпуске сварочного оборудования. Ипатовский мясокомбинат договорился о еженедельных поставках 20 тонн своей продукции. ООО «Геофизика» подписало контракт на обслуживание десяти нефтяных скважин в республике, а также договор о сотрудничестве с Бакинским институтом геофизики.
Единственное, что не удалось, – побороть засилье муки и подсолнечного масла турецкого производства. В Азербайджане у турецкого бизнеса – неслабое лобби.
На сентябрь запланирована поездка ставропольской делегации в Казахстан, где мы продолжим изучать азиатский рынок, а они – нас.