00:00, 30 июля 2004 года

Снайпер на телевышке

Несмотря на бдительность кремлевской охраны, его жене Ирине удалось пронести на торжественную церемонию фотоаппарат и сделать несколько снимков Сергея рядом с президентом и другими известными людьми в неформальной обстановке. Так что в семейном альбоме Палагиных есть теперь исторические фотографии, сделанные обыкновенной «мыльницей» в залах Кремля.

После того как гости поздравили Сергея с заслуженной наградой, разговор перешел в другую плоскость. Среди приглашенных было много его однополчан, а для них темы нет важнее, чем служба и полеты. Ко всему Сергей поставил на магнитофон кассету с записью радиопереговоров между экипажами вертолетов, попавшими в зону обстрела во время декабрьских боев в горах Дагестана, где была блокирована банда Гелаева. Летчики стали узнавать голоса своих знакомых, подробно объясняя, что происходило в тот момент на поле боя. Ну кому, как не военным, говорить о войне?

Ну а на войне всякого хватает, в том числе и головотяпства командования.

- С этим я столкнулся еще во время нападения басаевцев на Буденновск, - поясняет Сергей. – Со всех сторон нам поступали самые разные приказы, порою противоречащие друг другу. Особенно тогда досталось за снайпера.

Кстати, даже сегодня, спустя девять лет после тех страшных дней, среди буденновцев идет спор относительно чеченского снайпера, якобы проникшего на телевышку. Причина спора одна – никакого тела на телевышке обнаружено не было. Нет тела, значит, не было и снайпера.

- Да был он, был, - убежденно говорит Сергей. – Мы же его и кокнули. Нам поступил приказ обнаружить снайпера в районе захваченной боевиками больницы. Мы стали облетывать территорию вокруг нее. Дважды боевики стреляли по вертолету из гранатомета. Один из зарядов разорвался рядом с бортом, и нас так тряхнуло, что я рассек голову. В общем, картина боевая. Вокруг стрельба, разрывы, мне кровь заливает глаза, и не можем найти спрятавшегося снайпера. Пролетая мимо телевышки второй раз, увидели женщину, которая стреляла в сторону жилых домов. Мы доложили, что снайпер обнаружен, и стали ждать приказа на уничтожение, как это и бывает в боевой обстановке. Но приказа не поступило, и мы открыли огонь на поражение, выпустив в общей сложности более 200 патронов. Попасть в снайпера действительно оказалось нелегко. Однако в конце концов женщина была ранена и, не удержавшись на высоте, упала вниз. К ней со стороны больницы сразу бросились боевики, чтобы забрать тело. Вот почему оно не было обнаружено на телевышке. Но самое грустное и смешное было потом, когда нам в течение полутора лет пришлось объясняться, почему мы открыли огонь и уничтожили снайпера. Да она бы положила массу людей. С телевышки вся местность, как на ладони…

Сидевший рядом со мной бывший подполковник милиции Андрей Драган, получивший 14 июня 1995 года тяжелейшее ранение и чудом оставшийся в живых, слушая рассказ Сергея, заметно волновался.

- Выходит, ваш экипаж спас мне жизнь, а я об этом даже не догадывался, - включился в разговор Андрей. – В тот день я вместе с сослуживцами находился в районе больницы. Неожиданно двое из них один за другим были убиты, и практически тотчас пуля насквозь пробила мне левую руку. Следующий выстрел снайпера был бы для меня смертельным, но тут появился вертолет, и прицельная стрельба по милиционерам сразу прекратилась. Теперь понятно, кто меня спас. Да, если бы вы не убрали эту снайпершу, бед бы она натворила немало…

Вот так неожиданно приоткрылась еще одна маленькая тайна большой буденновской трагедии. Андрей Драган узнал, кто спас ему жизнь, а Сергей Палагин еще раз убедился, что если есть в реальном бою враг - он должен быть уничтожен. И пока генералы раздумывали над тем, отдавать приказ вертолетчикам или нет, они сделали свое дело, тем самым сохранив не одну жизнь жителей Буденновска. И один из них волею судьбы через девять лет оказался в квартире своего спасителя.