Юрий ТЫРТЫШОВ: ...губернатор хотел быть популярным
На этой неделе отрасли исполняется 355 лет. По этому случаю в Кремлевском Дворце состоится торжественное собрание, куда приедет в том числе и большая делегация от Ставрополья. Но это будет 27 мая, а сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с Ю. ТЫРТЫШОВЫМ о проблемах и перспективах отрасли.
- Юрий Павлович, какие функции Госстроя перешли к агентству?
- Да практически все. Они лишь стали более конкретизированными. Как и прежде, работа связана с оказанием услуг в двух сферах – строительстве и коммунальном хозяйстве. Кроме того, именно агент-ство выступает в роли единого государственного заказчика. Если еще сегодня строительством занимаются многие министерства, то скоро все капитальные вложения такого рода будут сконцентрированы в одном месте – агентстве ЖКХ.
Всего у агентства около шестидесяти функций, в том числе экспертиза объектов, лицензирование, проведение выставок, ярмарок, конкурсов. Могу сказать, что я назначен руководителем группы по подведению итогов конкурса на самый благоустроенный город России, в котором от Ставрополья участвует Изобильный. Пока не могу разглашать все нюансы, сообщу лишь, что Изобильный претендует на одно из призовых мест.
По традиции, главное коммунальное ведомство страны займется подготовкой к зиме (с этой целью уже создан штаб), а также восстановлением объектов жилья и инфраструктуры после чрезвычайных ситуаций.
- А что со страхованием?
- Я сторонник обязательного страхования жилья. Сейчас после пожара или стихийного бедствия люди обращаются за помощью к государству, для которого это выливается зачастую в круглую сумму. Например, только по Югу России в 2002 году из бюджета страны было потрачено 25 миллиардов рублей на восстановление разрушенного наводнением хозяйства. А если бы жилье было застраховано, и сумма была бы значительно меньшей, и возмещалась бы она не из госкармана, а страховыми компаниями. Кстати, в советское время страхование жилья было обязательным.
- Но тогда оно стоило копейки…
- Оно и должно быть недорогим, а для малообеспеченных семей и граждан – вообще бесплатным. Для этого страхование нужно приравнять к обычным коммунальным услугам, таким, как свет, газ, тепло, чтобы оно тоже субсидировалось из бюджетов (федерального и субъекта РФ). Вы знаете, что 22 процента – это максимальный предел от совокупного дохода семьи, который она может тратить сейчас на оплату услуг ЖКХ. Допустим, если единственный доход семьи из двух человек составляет пенсия в полторы тысячи рублей, они могут отдавать не более трехсот рублей в месяц. Даже если будет дополнительно введен такой платеж, как страхование жилья.
Впрочем, проблема архисложная. Нужно вносить изменения в законодательство, в том числе в Гражданский кодекс.
- Юрий Павлович, сегодня самая острая составляющая квартирного вопроса – это проблема ветхого фонда. Существует ли рецепт ее решения?
- Существуют три масштабные программы по жилищно-коммунальному хозяйству, и одна из них – «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда». Как непосредственный куратор могу сказать, что на ее реализацию в прошлом году было выделено почти 1 млрд. 350 млн. рублей, в нынешнем столько же. И на будущий год ставится задача эту цифру увеличить в десять раз. Благодаря этому многие семьи из практически непригодного жилья переедут в благоустроенные квартиры.
Причем предусматриваются не только прямые инвестиции в покупку жилья, но и другие варианты. Например, привлечение бизнеса. На начальном этапе вкладываются федеральные деньги, отселяем людей из какого-нибудь «ветхого» квартала – получаем чистую площадку, туда заходит инвестор, строит многоэтажный дом, а в качестве платы за землю отдает часть квартир. Государство заселяет в них новых переселенцев из ветхого и аварийного фонда, и таким образом освобождается еще одна площадка для строительства…
- В Москве так и делается. А вот в большинстве регионов, включая Ставрополье, пока что нет.
- Думаю, что это очень серьезная работа, которую надо начинать. Зная все проблемы края, конечно, буду помогать и вникать в каждую ситуацию.
Что касается Москвы, то там существует отдельная программа столичного правительства. Общефедеральная же несколько шире. Разработан абсолютно свежий вариант, по которому выбирается площадка (допустим, на окраине города), на те же бюджетные ассигнования прокладываются инженерные коммуникации и подъездные дороги, за счет чего она становится инвестиционно привлекательной. Затем она выставляется на аукцион и на открытой основе отдается в руки инвестора, а деньги, вырученные госзаказчиком от продажи площадки, используются на переселение граждан из ветхих и аварийных домов.
Думаю, что таким образом остроту проблемы можно снять за три-четыре года. Кстати, программа работает на принципе софинансирования всех уровней бюджета. Потому что ветхое жилье – больной вопрос не столько федерального центра (я вообще не сторонник позиции «во всем виновата Москва»), сколько города и региона. А также, согласитесь, проблема самих граждан. Поэтому считаю вполне справедливыми такие условия, когда 30 процентов необходимых средств выделяются из федеральной казны, ровно по столько же – из местной и субъекта РФ, и 10 процентов вносят жильцы ветхого дома. Если люди по каким-то причинам не могут, то муниципалитет вправе за них доплатить.
Но на сегодня, к сожалению, именно главы муниципалитетов вставляют палки в колеса, не финансируя под любым предлогом ту часть, которая лежит на местном бюджете. Поэтому со следующего года я буду предлагать новую схему управления, вплоть до открытия блокированных счетов. И пока не появится жесткой гарантии перечисления средств из бюджетов всех уровней, эта программа будет находиться под железным контролем агентства.
- Главный вопрос, который часто задают и читатели в своих письмах: за коммунальные услуги население платит все больше – уже до 90 процентов от их реальной стоимости, а отрасль как была дырой экономики, так ею и остается. Чем это можно объяснить?
- Многолетним недофинансированием отрасли. Денег просто не хватало на все, и приходилось выбирать: то ли выдать пенсии, зарплаты учителям, врачам и т. д., то ли отремонтировать сети. Конечно, выбирали первое. Ради сохранения стабильности в обществе мы больше десяти лет «проедали» свое имущество. Сегодня пришло время отдавать долги. Но нужно понимать, что за один день, даже за один год не решить всех проблем. Только сегодня население стало платить за коммунальные услуги достаточно - они, наконец, стали окупаемы. Это не сверхприбыли, но уже и не убытки. Должен пройти этап накопления средств, чтобы денег хватило на ремонт комплекса в целом.
Существует масштабная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства России. Около миллиарда рублей – объем средств на нынешний год. На будущий год его надо увеличить в разы, и такая договоренность уже есть и в правительстве, и в Госдуме. Деньги идут прежде всего на ремонт изношенных сетей.
Кроме того, еще раз подчеркиваю, муниципальные власти должны повернуться к отрасли лицом, уделять ей больше внимания, финансовой поддержки, в том числе за счет привлечения внебюджетных источников – например, сдавая в аренду имущество (котельную, водопровод и т. д.). Чтобы управлял бизнес, а контролировала власть. Речь, разумеется, не идет о продаже имущества. Оно должно оставаться государственным.
- Тем не менее у горсетей сейчас столько долгов, что немудрено будет, если они окажутся в частных руках. Процесс тихой приватизации кое-где уже начался. Как это может сказаться на тарифной политике и на отрасли в целом?
- Попытки приватизации есть. Привлекать операторов, как я уже сказал, можно и нужно. А приватизировать опасно. Во всяком случае, пока. Я уж не говорю о тарифной политике. Частник будет диктовать свои цены и условия не только населению, но и муниципалитету, и властям придется удовлетворять все запросы нового хозяина. Кроме того, частник может в любой момент потерять интерес к своему бизнесу (а сегодня эти предприятия, особенно электрические сети, крайне сложны как в технологии, так и в управлении). И что дальше? Искусственный или естественный процесс банкротства и разорение предприятия. Сломать легко. Восстановить будет очень тяжело.
Долги – понятно. Но ведь не обязательно продавать. Можно привлечь кредитные ресурсы или инвестора, передать ему в оперативное управление на 5, 10, 20, даже 30 лет это имущество – пусть вытаскивает. Жилищно-коммунальное хозяйство уже сейчас может приносить небольшой, но стабильный доход. Отрасль стала инвестиционно привлекательной.
- А что вообще будет с тарифами?
- Процесс процентного роста оплаты за коммунальные услуги, который начался с 30% в 1996 году и остановился на 90% в 2002 году, уже завершен. Оставшиеся 10% дотирует государство. Очень разумно, считаю, мы сделали в свое время в Ставропольском крае – «шли вверх» постепенно, без тех резких скачков, которые допустили, например, в Воронежской области, когда тарифы сразу выросли почти в три раза. Люди не были готовы - случился целый бунт.
То же самое происходит сейчас в Ульяновской области, где только-только подошли к 50-процентной оплате. Ну нельзя сдерживать закономерные процессы. Тамошний губернатор хотел быть популярным. И он им, наверное, стал. На короткое время. Потому что тем самым серьезно подкосил экономику своего региона. Долгов сегодня у области столько, что ее можно вообще продавать с аукциона. По имеющейся у меня информации, несколько миллиардов рублей необходимо вложить только для того, чтобы выровнять положение.
- Планируется ли пересмотр себестоимости тарифов, куда, не секрет, закладывается много лишнего? И будут ли пересмотрены нормы потребления? Ведь купить счетчик может не каждый.
- Очень жаль, что не каждый, потому что установка прибора учета позволяет реально экономить до 30% средств и окупается максимум в течение года. Если я уезжаю в отпуск, почему я должен платить за воду? Это же нелогично. И это долг плательщика – вести учет и контроль потребляемых им ЖКХ-услуг. Что касается самих высоких норм потребления, то мне приятно, что сегодня страна мыслит совершенно по-другому. Ведь раньше, в советские годы, мы гордились тем, что можем позволить себе тратить в сутки до 300 литров воды, хотя общемировой стандарт – 100 литров. Исходя из этого строились очистные сооружения, рассчитывались мощности и прочее. Теперь все иначе. Мы начали понимать ценность питьевой воды.
Себестоимость тарифа должна снижаться. За счет внедрения в отрасль новых экономичных технологий и применения современных материалов в строительстве. Существует специальная программа по ресурсо-энергосбережению. Все новое и капитально отремонтированное жилье сдается уже только с приборами учета, причем и на электричество, и на газ, и на холодную воду, и на горячую. Плюс требуется относительное «спокойствие» монополистов. Хотя последние их аргументы меня не только насторожили, но и возмутили – «ну мы же должны поднять тарифы до среднемировых». Извините, бананы в Финляндии не стоят столько же, сколько в Африке. Так почему страна с самым мощным энергопотенциалом должна продавать своим гражданам электроэнергию по европейской цене? Полный абсурд. Никогда свет и газ в России не должны стоить столько же, сколько на Западе.
- Юрий Павлович, существуют различные федеральные целевые программы по жилищно-коммунальному хозяйству. В каких из них участвует Ставропольский край?
- Практически во всех. В нынешнем году, например, в Ставропольском крае деньги вкладываются прежде всего в водопроводные объекты. Продолжается начатое еще при мне строительство второй нитки канализационного коллектора Кисловодск – Ессентуки – Пятигорск. Это очень важный и нужный объект, на него заложено 89 млн. рублей, он находится на особом контроле. Приходится констатировать, что без дальнейшего развития сетей и коммуникаций невозможно и развитие самих Кавказских Минеральных Вод, потому что емкости курорта исчерпаны.
Из федерального бюджета финансируются и другие крупные краевые объекты: новая система водоподачи водозабора в Ставрополе (в ближайшие год-два необходимо завершить), водовод от Солнечнодольска до Изобильного (улучшит ситуацию с водоснабжением Изобильного).
В настоящее время идет утверждение программы по аварийному и ветхому жилью, поэтому окончательные цифры станут известны ориентировочно только через месяц после выхода распоряжения правительства РФ.