«Пока жив Толстой, упыри дремлют...»
- Вячеслав Михайлович, Северный Кавказ - тоже некоторая часть мирового сообщества. Но не в Париже и в Нью-Йорке, а в станице Старогладковской, в Кизляре, Хасавюрте, Ставрополе, Пятигорске прошли несколько бесценных лет жизни молодого Толстого. В кризисные времена люди в России обращались к своим святым. Юбилейная дата - тоже повод узнать нечто новое не только о великом человеке, но и о самих себе. Что же, на ваш взгляд, мы действительно о себе разузнали?
- Тем гением, которого знает весь мир, Толстой стал на нашей земле. «Мое решение ехать на Кавказ, - пишет он в своих дневниках, - внушено мне свыше... Дикий край, в котором так странно и поэтично соединились две самые противоположные вещи - война и свобода... Здесь я стал лучше, все мне на благо...». Кавказский период в жизни и творчестве Толстого начинается 30 мая 1851 года и завершается 24 января 1854-го. Молодой граф приехал на Кавказ испытать себя, перед лицом возможной смерти узнать истинную цену естественным человеческим чувствам - совести, правде, добру... Все обстоятельства кавказского бытия - военные, культурные, исторические - формировали личность Толстого. «Всякий вопрос принимает для меня громадные размеры - невольно ищу его место в конечном и бесконечном, в истории»... На Кавказе Толстой начал писать. Связи с нашим краем у Толстого глубинные, генетические, масштабные. Все не случайно, и по логике вещей мы подходим к мысли: Толстой, сформированный Кавказом, сам должен стать источником нашего формирования. Но если Пушкина и Лермонтова мы все-таки традиционно помним и чтим, то Лев Николаевич буквально вычеркнут из современной жизни, его нет в нашем культурном пространстве, и это та печальная правда, которую вы-светил юбилей, еще точнее, - его отсутствие.
- Откликнулась наша краевая Лермонтовская библиотека. А накануне краевое правительство разослало повсюду письма с напоминанием об этом событии.
- Верно. Преподаватели нашей кафедры пришли в библиотеку с интересными научными сообщениями о кавказском становлении Толстого и в небольшом студенческом кругу практически сами себе их прочитали. Маленькие домашние радости. На юбилейной встрече не было руководства города и края, писателей, широкой культурной общественности, школьников и студентов, прессы и телевидения... Город проигнорировал событие, которое должно было обратить молодого человека к жгучим духовно-нравственным проблемам российской современности - или у нас их нет?.. Несколько лучше дело обстояло в Пятигорске. В Лингвистическом университете прошла научная конференция, на которой мы также представили свои доклады... И все-таки нам не пристало откликаться на юбилеи такого масштаба дежурными мероприятиями. Это не только вопрос чести, но и культурных приоритетов северо-кавказского региона, как и России в целом.
- Если спросить «рядового человека», почему Толстого забыли, он, пожалуй, ответит: «Изменилось время, жизнь такая - не до Толстого...». Но я провела небольшой эксперимент: предложила нескольким людям текст - кто автор, где напечатано? Цитата очень понравилась. «Наверное, из оппозиционной газеты, - ответили мне, - кто-нибудь из известных». Познакомимся с этим текстом: «...Дума у нас плохая. Не любит народа, не знает его исторических нужд... Правящий класс ужасно, бесконечно виноват во всем, что теперь делается в России. Разложение полное. Какое всеобщее одичание, как притупились и выродились во что-то зверское и чудовищное азбучные нравственные понятия... Вчера пришли ко мне двое безработных: жалкие, голодные, оборванные. Денег просят: «Дайте нам на револьвер»... Слова эти принадлежат Льву Толстому. Сказаны они в 1907 году. Заметим, до революции оставалось 10 лет.
- Этот пример говорит о том, что через сто лет в России вновь возобладали те самые исторические обстоятельства, которые привели страну к известным потрясениям и братоубийственной войне. Если мы хотим решить проблемы, стоящие перед Россией, мы должны ответить на вопросы, которые поставил Толстой. Знают ли, скажем, наши депутаты, почему Толстой считал тягчайшим грехом куплю-продажу земли? Знаем ли мы действительно свою страну? Политический выбор людей стал сегодня товаром, который можно купить. Но не владеет ли народ чем-то таким, что не покупается и не продается? Толстой знал безошибочный ответ. Отказываясь от диалога с ним, мы теряем свою внутреннюю силу. По сути, Толстой до сих пор остается центральной фигурой российской истории, в нем и высшие достижения русского гения, и все его противоречия.
- Тем более актуальна мысль о том, что Кавказ сформировал личность Толстого. Но - почему? У нас ведь тоже происходят военные события, к которым, увы, добавился кровавый террор, и так же, как во времена Толстого, Кавказ превратился в зону «национальных интересов» других государств, но никакого переосмысления, преображения культуры в духе Толстого в ближайшее время не предвидится.
- Молодой граф приехал на Кавказ, чтобы получить «взгляд на вещи», стать взрослым человеком, личностью. Не обязательно быть гением, чтобы поставить перед собой такую задачу. Но обязательно условие серьезного отношения к жизни. Война - грубый материал, но из всех испытаний военной жизни Толстой вынес главное убеждение: «Моя цель - добро». Эта мысль напрямую связана с другой толстовской догадкой абсолютного свойства: «Счастье ничто не заменит». Так на Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека. Вот почему отношение к Толстому как рентген просвечивает человека - как он относится к совести, чести, порядочности? Эти ценности сегодня попраны, но разве народ навязал стране атмосферу безответственности и разврата? Разве народ заставил власть передать «группе лиц» общенациональные богатства? Народ остался нравственен...
- Однако все в мире развивается циклично...
- ...и когда-то народная жизнь преобразуется, но давайте скажем открыто и честно - само собой это не произойдет.
- Причин забвения Толстого много, сказалось, вероятно, и его отлучение от церкви?
- На юбилейные чтения в лермонтовской библиотеке приходил один из преподавателей Ставропольской духовной семинарии. Мы с ним потом встречались и разговаривали, у него диссертация связана с толстовской темой. Аргументы его серьезны: Толстой выпадает из духа евхаристической жизни церкви. Но не только Толстой, и другие русские писатели сходились во мнении, что наша церковь превращается в одну из форм государства. В то же время толстовское «Воскресение» по своей сути - интертекст: сплошные цитаты из «Евангелия». Сама жизнь Толстого - евангелический текст. Логика церкви подкрепляется историей, в то время как Толстой - звено в развитии русской культуры. Истоки его противоречий, как и народа в целом, нужно искать в русском расколе. Вспомним, что писал в XVIII веке протопоп Аввакум, автор «Жития» - шедевра русской и мировой литературы, самый известный из мучеников-старообрядцев: «Кто изволил Богу служить, тому подобает стоять и за мирскую правду»...
- И все-таки неудавшийся юбилей - тоже знаковое событие. К какому же выводу вы пришли?
- Не так давно для одной из энциклопедий я писал статью о Толстом и в какой-то момент осознал истину, не требующую доказательств, настолько она очевидна. Место Толстого не в энциклопедии, а в самой жизни. Все мировоззренческие проблемы великого писателя были сформированы на Кавказе - к нам приехал безвестный юнкер, а уезжал знаменитый автор «Детства», великая надежда России. Именно Ставрополь наряду с Тулой, Москвой, Казанью должен стать одним из центров международного толстоведения. Именно мы можем, по сути, актуализировать проблемы «войны и мира», представшие на Кавказе перед молодым Толстым. В нашем городе должны проходить солидные симпозиумы, крупные культурные акции - право приоритета нам дают две сопоставимые величины: в истории и в природе - это Кавказ, в культуре - Лев Толстой...
- И все-таки хочется вспомнить о том, как современники его любили. К концу века Лев Толстой стал легендой, воплощением неофициальной власти России, ее совести и слова. Его суда боялись, к его мнению прислушивались. Блок говорил: «Пока жив Толстой, упыри дремлют».
- Почти век жизнь людей шла в присутствии Льва Толстого. Задумав в 1910 году свое бегство в Оптину пустынь, седой старец ехал в поезде, разговаривал с крестьянами... Его последние дни и часы. Сидевшая рядом молодая учительница попросила что-нибудь написать на почтовом листке. Он достал из кармана ручку - диковинное в те времена самопишущее перо - и вывел всего два слова: «Лев Толстой»... p5 По теме: Ученый, педагог, писатель