Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда в начале 90-х годов страна вступила в полосу реформ и финансирование здравоохранения резко сократилось, в СККБ поняли, что работать по-старому нельзя, нужна новая модель врачевания, учитывающая социально-экономические реалии. И ее создали своими силами, опираясь на лучший отечественный и мировой опыт. Группа специалистов – Ю. Восканян, А. Лихота, А. Данченко, В. Мысник, Н. Мелешкина и другие – под руководством тогдашнего главврача больницы С. Вардосанидзе (ныне министр здравоохранения края) трудились не один месяц над программой преобразований.

Чтобы экономней расходовать силы и средства, разработали стандарты и критерии оказания медицинской помощи на всех этапах пребывания больного в лечебном учреждении и наладили контроль за их выполнением. Цель преследовалась одна – лечить людей лучше и быстрее.

Потребовалось время, чтобы убедить врачей и медсестер, что стандартизация облегчит их труд и повысит его результаты, чтобы научить работать по-новому. Были собрания и беседы, споры и дискуссии. Не всем перемены пришлись по душе. Но сейчас уже в большинстве отделений медперсонал постоянно анализирует свою работу. Составляются протоколы каждой смены, прослеживается клинический путь больных от поступления в стационар до выписки, что находит отражение в журналах внутренней экспертизы.

Изучением этой документации из всех стационарных отделений и параклинических служб занимается экспертный совет, который возглавляет зам. главврача, профессор Ю. Восканян. Задача совета – выяснить, где нарушаются алгоритмы действий персонала, откуда идет перерасход лекарственных средств, почему пациенты задерживаются на больничной койке дольше запланированных сроков. Результатом становятся конкретные решения руководства по коррекции лечебно-диагностического процесса как в целом в больнице, так и в отдельных ее структурных подразделениях.

Так, в СККБ была проведена реорганизация хирургической службы, появились должность госпитального эпидемиолога и группа инфекционного контроля, а также «Карты изучения причин внутрибольничной инфекции», бактериологическая лаборатория освобождена от лишних исследований и целиком переориентирована на обслуживание пациентов.

Следствием тщательного анализа работы больницы стало также создание фарматерапевтического комитета и должности клинических фармакологов. Комитет установил, в каких препаратах и в каком объеме нуждается каждое специализированное отделение. На этой основе были разработаны лекарственные формуляры, в них включены самые эффективные средства, необходимые при лечении тех или иных заболеваний. Сейчас больница на пути к персонифицированному учету лекарств, затрачиваемых на каждого больного.

Таким образом выстраивается система управления качеством лечебно-диагностического процесса. Ее четкое функционирование – основная забота нынешнего главного врача больницы – профессора В. Кошеля. Он нацеливает коллектив на постоянное улучшение качества медицинской помощи, а делать это без непрерывного повышения профессионализма медперсонала нельзя. За один только последний год в СККБ прошли тематическое усовершенствование и первичную специализацию 63 врача, 15 из них обучались в центральных клиниках и медицинских центрах Москвы и С.-Петербурга. Еще 26 врачей изучали новые медицинские технологии на центральных базах, более ста специалистов принимали участие в работе различных тематических съездов, конгрессов, симпозиумов, как краевых и российских, так и международных.

Уже пять лет в СККБ действует учебно-информационный центр, другого такого в Южном федеральном округе нет. К услугам его посетителей – Интернет, где больница, кстати, имеет свой сайт, англоязычная полнотекстовая база высококачественных медицинских ресурсов Ovid и Кохрановская библиотека, обучающие программы на компакт-дисках и специальные журналы. Электронные базы данных регулярно пополняются, и каждый врач здесь может получить самую оперативную информацию по любому интересующему его вопросу.

Через учебно-информационный центр больница сотрудничает с Шведским агентством по оценке медицинских технологий, Кохрановским обществом, обществами по фармаэкономическим и фармаэпидемиологическим исследованиям, международным обществом по клинической эпидемиологии.

Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях позволил коллективу приступить к использованию телемедицины. С помощью телекоммуникационного узла уже не раз устанавливалась связь с ведущими медицинскими клиниками страны и проконсультированы ставропольские больные, проходящие лечение в краевой больнице. На очереди – создание внутрикраевой телемедицинской сети, которая позволит оперативно управлять медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях, консультировать сложных больных и больных, находящихся в критическом состоянии в разных ЛПУ края, обмениваться информацией с врачами районных и городских больниц о новых методах диагностики и лечения, проводить видеоконференции обучающего характера. Уже приобретено оборудование для создания телемедицинских узлов в трех районах – Апанасенковском, Буденновском и Кировском, подготовлен и пилотный проект организации телемедицинской помощи.

Слово «пациент» в переводе с латинского означает «страдающий». Из всех уголков Ставрополья, а зачастую и из соседних регионов, самых тяжелых больных, которым не смогли помочь на месте, везут в краевую клиническую. Всем известно: в ней работают профессионалы высокого класса, здесь делают самые сложные операции и все нацелено на быстрейшее восстановление здоровья человека.

В этом году при поступлении в стационар каждый больной получает памятку, в которой изложены его права и обязанности. А при выписке он по желанию заполняет анкету. В ней ему предлагают по пятибалльной шкале оценить качество медицинских услуг в больнице. При этом оценивается все: время пребывания в приемном отделении, сроки начала обследования и лечения, компетентность лечащего врача и медсестер, их контактность, внимательность, тактичность. Не забыты и условия пребывания в больнице – своевременность уборки палаты и смены белья, качество приготовления пищи и обслуживания в столовой и т.п. Пациента также просят сообщить в анкете, пришлось ли ему покупать медикаменты, шприцы, перевязочные материалы, получил ли он информацию от врача о состоянии своего здоровья и не было ли со стороны персонала намеков на дополнительное вознаграждение.

Мнению больного о качестве лечения здесь придают особое значение. Ведь в больнице все делается во имя его интересов. Не секрет: рынок и рост платных услуг толкают медиков на применение супердорогих лекарств и технологий. Но дорогое – не всегда эффективное, а иногда даже вредное, особенно если оно малоизученное. И увеличение объема лечебно-диагностических процедур не всегда идет на пользу больному. Индустриальная модель врачевания, внедряемая в СККБ, строится на принципах доказательной медицины. Это значит: при составлении схем лечения врачи опираются только на достоверные сведения о состоянии здоровья пациента и используют методики, действенность которых уже доказана. Лишних, бесполезных медицинских вмешательств быть не должно.

На благо пациента направлена и новая система сестринского ухода, разработанная тоже на основе стандартов. Она уже применяется в двух отделениях – гинекологическом и урологическом. Благодаря этому больной находится под постоянным присмотром, качественнее выполняются врачебные назначения...

Программа управления качеством медицинской помощи, по которой работает коллектив краевой клинической больницы, убедительно доказывает свое преимущество. За один лишь 2003 год в СККБ поправили здоровье почти 25 тысяч человек, из них 1639 детей. За счет рационального использования больничных коек – каждый больной провел в стационаре в среднем только 11 дней (по России этот показатель равен 14,8 дня) – пролечены дополнительно 638 человек. Врачи консультативной поликлиники приняли 44,4 тысячи человек, 62 процента из них – сельские жители. * * * СККБ служит базой для 12 клинических кафедр ставропольских госмедакадемии и медколледжа. В больнице работают 1248 сотрудников, в том числе 290 врачей и 487 средних медработников, шесть провизоров, восемь фармацевтов. 83 процента врачей и 74,3 процента медсестер имеют высшую и первую квалификационные категории, 44 врача – кандидаты меднаук, четверо – доктора медицинских наук, 13 носят звание заслуженных врачей Российской Федерации, заведующие тремя отделениями одновременно руководят кафедрами медицинской академии, более 20 сотрудников больницы выполняют обязанности главных внештатных специалистов министерства здравоохранения края. * * * Ставропольская краевая клиническая больница – самое крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение СК. В ней развернуто 810 коек, действуют 16 клинических стационарных отделений, 14 диагностических подразделений и параклинических служб, консультативная поликлиника на 250 посещений в смену, офтальмологический диспансер, центры сурдологии, слухопротезирования и фониатрии, пластической хирургии, клинической иммунологии и аллергологии, «Диабетическая стопа» и другие. * * * Ставропольской краевой больнице присужден грант Американского международного союза здравоохранения, она награждена многочисленными дипломами Министерства здравоохранения Российской Федерации, правительства РФ и правительства края, имеет Рубиновый, Жемчужный и Сапфировый кресты за высокое качество медицинских услуг, а также «Серебряный орден» ПСК и диплом «Лидер качества Ставрополья». В 2001 году СККБ стала лауреатом премии правительства России, а в 2003 году получила золотую медаль Французской ассоциации поддержки предпринимательства за внедрение индустриальной модели управления качеством медицинских услуг.

Ольга НЕРЕТИНА