00:00, 26 февраля 2004 года

Нельзя изменяться, ничего не меняя…

Первое - из Туркменского района. Родители учащихся 9-11 классов средней школы села Овощи (именно так подписано письмо) задаются важным вопросом: смогут ли их дети, получающие образование в сельской школе, конкурировать на Едином государственном экзамене и при поступлении в вузы с учащимися городских школ. Вот что они пишут: «У нас в селе всего одна общеобразовательная школа, и поневоле мы должны отдать своих детей на обучение именно туда… Есть грамотные, умные преподаватели, которые интересно ведут уроки. И есть такие, которые приходят на уроки, чтобы только отметиться. Говорят, идет революция в образовании. Но в нашей школе она не очень-то чувствуется».

Второе письмо, которое мы получили из Левокумского района, прямо противоположного содержания. Оно подписано родителями и родительским комитетом средней школы № 14 села Бургун-Маджары, но его авторы как раз протестуют против «школьной революции». Вот выдержка из письма: «В нашей школе 90 человек. Детей до 6 лет по переписи 2003 года 86. А школу хотят закрыть! Стоит вопрос о подвозе наших детей в соседнее село за четыре километра. Это наша боль, крик сельчан, это погибель нашего села…».

Сразу оговорюсь: в отделе образования Левокумского района сообщили, что школа не подлежит закрытию, а только из средней станет начальной. Но и в голосе работников отдела чувствовалась та же растерянность. Как все будет? Правы или нет родители в своих опасениях? Чего вообще ожидать? Прокомментировать ситуацию согласился первый заместитель министра образования Ставропольского края Леонид Харченко.

- Леонид Николаевич, действительно, «все смешалось в доме Облонских». Качественного образования многие сельские школы, особенно малокомплектные, дать не в состоянии. Результаты Единого госэкзамена в различных регионах России подтвердили это. Но можно понять и людей, которые боятся, что старая структура образования на селе будет разрушена, а новую не удастся построить. Прежде всего хочется спросить: отчего не только родители, но и районные управленцы не знают толком дальнейшую судьбу сельских школ?

- Как известно, демографическая обстановка к 2010 году изменится таким образом, что количество учащихся сократится на треть. Мы ежегодно теряем в крае одну школу - сокращается около 450 ученических мест. Этот процесс совпадает с необходимостью улучшать качество образования на селе. Действительно, многие деревенские школы не могут конкурировать с городскими по уровню знаний, получаемых детьми. Для того чтобы уравнять возможности всех детей, в частности, вводится и профильная школа как этап подготовки в вузы. Но не мы в министерстве должны определять, какие школы в районе станут старшими (профильными), какие будут давать начальное образование, а какие – основное, девятилетнее. Это дело самого района, города.

Прошлой осенью мы собирали в министерстве заведующих отделами образования территорий края. Беседуя с ними, я лично просил просчитать все возможные варианты оптимизации учебных заведений. То, что в редакцию и в министерство приходят письма от растерянных родителей, говорит, что работа с общественностью на местах ведется недостаточно.

- Но, согласитесь, в любом случае у родителей есть основания переживать. Например, подвоз: будет ли всегда исправен транспорт, будет ли горючее, выдержит ли здоровье ребятишек…

Что касается педагогов, директоров школ, у них другие опасения. Если учебное заведение теряет одну или две ступени, то что будет с высвободившимися учителями? Особая проблема – начинающееся подушевое финансирование: «деньги – за учеником». Некоторые считают, что это приведет к разрушению образования.

- Знаете, на словах все за модернизацию. Но при этом, чтобы ничего не менялось. Так не бывает.

Давайте по порядку. Та модель образования, которую мы сейчас внедряем, опробована во многих странах. Например, в американском сельском округе есть одна-две школы старших классов, три-четыре основные, восемь-десять начальных. Последнюю можно совместить с детским садом, что позволит и поддержать школу финансово, и создать для младшеклассников лучшие условия.

Правительство края сейчас многое делает, чтобы во всех сельских учебных заведениях были автобусы. Деньги на подвоз учеников закладываются в бюджеты разных уровней. Конечно, позаботиться об этом должны и власти на местах. И не нужно опасаться, что все это произойдет внезапно и уже завтра. Схема будет отрабатываться в течение двух-трех лет.

Не стоит делать пугало, как это сейчас порой происходит, и из подушевого финансирования. Край входит в стадию эксперимента, в результате которого мы сами сможем определить, сколько денег «стоит» дошкольник, учащийся первой ступени, старшеклассник, воспитанник интерната или детского дома. Расчеты будут делать финансисты и экономисты нашего министерства совместно со специалистами министерства финансов края, подключатся и московские коллеги. Хочу привести пример. Москвичи подсчитали, что содержание учащегося профтехучилища должно обходиться в 15 тысяч рублей. А мы сейчас получаем на него 6-7 тысяч… Так что нет оснований думать, будто новый принцип приведет к обнищанию образования. Ведь в норматив будут закладываться расходы на капитальный ремонт и строительство, коммунальные услуги и т.д. Сегодня же, как известно, финансируется из бюджета только зарплата учителей и обеспечение образовательного стандарта.

- А опасения учителей, что они потеряют работу? Для многих оптимизация школьной сети именно так и обернется…

- Поэтому мы и просим, чтобы в отделах образования произвели соответствующие расчеты на несколько лет вперед, в идеале - на 10. Какие школы сократятся в численности, сколько учителей высвободится, кого и по каким специальностям нужно переобучить в Ставропольском краевом институте повышения квалификации. Предполагается, что школы будут работать во вторую смену как учреждения дополнительного образования. Это значит, что учитель, потеряв часы по предмету, сможет вести кружок, секцию, художественную студию.

Но заявок на переподготовку мы от районных отделов образования получаем очень мало. Не все учителя задумываются и над необходимостью повышать квалификацию в связи с тем, что свое право на преподавание на более высоком уровне придется доказывать. И тут еще раз хочется сказать, что нельзя менять ситуацию, ничего в ней не меняя.