00:00, 7 февраля 2004 года

СЕБЕстоимость

Приписки: цифры сошли с ума

Еще в 2002 году в краевом центре была создана комиссия по проверке обоснованности действующих тарифов, в состав которой вошли представители общественности города, в том числе Леонид Алексеенко. Однако в письме в редакцию он и другие бывшие работники системы жилищно-коммунального хозяйства, а также просто жители Ставрополя пишут, что «тарифы продолжают формироваться в сторону увеличения… келейно, на комиссию не выносятся, а просто визируются одним из замов, и выпускается постановление за подписью главы города…»

За то недолгое время, что комиссии позволили реально поработать, были собраны кое-какие документы, проливающие свет на формирование «дикорастущих» цен. Хотя цифирь – образца 2001-2002 годов, но морально она не устарела, ведь принципы никто не поменял и, похоже на то, что менять не хочет. Начнем с того, что жители Ставрополя, по личным подсчетам Л. Алексеенко, переплачивают различным коммунальным предприятиям примерно 25-30%.

- Откуда вы это взяли? – спрашиваю.

- А вот откуда, - говорит Леонид Онуфриевич, достает папки и находит в них калькуляцию себестоимости услуг, оказываемых населению МУП «Водоканал». – Смотрите, всего воды из озера поднимают 61 млн. 300 тыс. тонн кубических метров, их них добрая часть – 7 млн. 300 тыс. – записана как расход на собственные нужды. Мы спрашиваем: куда идет эта вода? Нам отвечают: 5 млн. кубов с «хвостиком» - на промывку фильтров. Что ж, никто не спорит – фильтры действительно нужно периодически промывать, поскольку в них накапливается грязь. Но штука в том, что после этой процедуры вода никуда не девается, она поступает в грязеотстойники, грязь садится, и воду пускают на очистные сооружения, откуда лежит прямая дорога в город… В задачке спрашивается: раз вода не выливается, на каком основании списываются 5 млн. кубометров? Уверен, что реальные потери составляют процентов пять от этой цифры.

Еще 1 млн. 250 тыс. кубов, заложенных в расход на собственные нужды, идут на хлорирование, но у Л. Алексеенко претензия аналогичная: хлорированная вода также поступает в город, и получается – потери нет, а денежки с нас берутся. Л. Алексеенко предлагает нехитрую формулу: умножьте эти объемы «лишней» воды на стоимость одного кубометра и получите кругленькую сумму годовой приписки только по одному разделу.

Впрочем, главной припиской в системе водоснабжения страны была и остается норма в 300 литров на человека в сутки. Регулируется она Госстроем РФ, поэтому и муниципальные, и региональные власти тут бессильны. Пересмотр сумасшедшей нормы возможен только на федеральном уровне, однако ни разу этот вопрос в Госдуме России не ставился, и трудно сказать, вспомнят ли о нем когда-нибудь. Во всяком случае чиновники все активнее советуют ставить счетчики.

«Сошла с ума» еще одна цифра, уже городского масштаба – на утечки «Водоканал» закладывает себе 6 млн. (!) кубометров.

-Этим объемом можно заполнить, - говорит Л. Алексеенко, - огромный воображаемый канал диаметром 20 метров и длиной, скажем, до Пятигорска. Между тем большие порывы, если судить по сведениям, полученным в диспетчерской службе, случаются крайне редко, и то они оперативно устраняются.

В росписи затрат особое внимание привлекают цеховые расходы. Кто-нибудь знает, что имеется в виду? Л. Алексеенко, например, не знает, несмотря на то, что много лет проработал в системе ЖКХ и изучил ее изнутри. Он лишь убежден, что к себестоимости кубометра воды это не может иметь никакого отношения, тем более, что есть еще «Общеэксплуатационные расходы». А заложено ни много ни мало почти 18 млн. рублей. Отвлекаясь от конкретной организации, заметим, что российские монополисты, прежде всего «монстры», привыкли жить по принципу: построю дом отдыха – заложу в тариф. И на все это начисляется еще рентабельность – тоже, надо сказать, не самая скромная, а 10-15 процентов.

«Кормушка»: пусть потребители платят

Дом отдыха – бог с ним. Хоть какую-то пользу приносит. А вот то, что в Ставрополе в тариф закладываются затраты на услуги Городского расчетного центра (ГРЦ), Л. Алексеенко очень возмущает.

- Эту организацию я называю «кормушкой», - говорит он, - поскольку, на мой взгляд, она создана специально для того, чтобы выжимать из населения дополнительную копеечку. Каждое из коммунальных предприятий платит ГРЦ не меньше миллиона рублей в год, причем они закладывают это в тариф. На каком основании? Мы попросили обосновать необходимость сотрудничества с центром. Нам ответили, что заключены договоры на обработку платежных документов и прием платежей от населения, что ОАО «ГРЦ» имеет мощную информационную базу, что оно производит начисления и так далее. Ну, во-первых, начисления делают сами МУПы, центр всего лишь рассылает квитанции. А во-вторых, договоры они могут заключать с кем угодно, но почему я должен за все расплачиваться из своего кармана?

Такой вопрос вправе задать каждый житель столицы края. Один пример. В калькуляции тарифа на содержание и ремонт муниципального жилищного фонда Ставрополя (на 2002 г.) услуги ГРЦ выделены отдельной строкой и включены в себестоимость. Они что, крыши ремонтируют?!

Л. Алексеенко считает, что если бы действительно хотели построить централизованную систему расчетов и тем самым сэкономить, то вместе с созданием ГРЦ ликвидировали бы абонентские отделы, которые тоже принимают деньги от населения. А получается так: все оставили, просто создали дополнительную «кормушку». Стоимость ее услуг, для сведения, составляет примерно 2,6% от суммы поступивших средств.

Политика: топить по-русски

«Теплосеть» комиссия проверить не успела (ее «невзлюбили») на предмет формирования тарифа и его обоснованности. Тут другая серьезная претензия, она касается национальных особенностей ценообразования.

История эта подробно изложена в письме в редакцию. Еще в 2002 году И. Тимошенко, будучи главой администрации, в день своего отстранения от должности подписывает постановление и с 1 октября на 84 копейки повышает тариф на отопление.

- Заметьте, с 1 октября – за 15 дней до начала отопительного сезона. Таким образом, из карманов жителей коммунальных квартир извлекается более миллиона рублей, - говорит Л. Алексеенко. – Пришел Д. Кузьмин и поднял цену на тепло еще на 80 копеек – с 1 марта, фактически после окончания отопительного сезона, поскольку тариф «от Тимошенко» действовал до апреля. Жильцов коммунальных квартир ободрали еще приблизительно на 10-12 млн. рублей.

К слову, к такому нехитрому способу зарабатывания прибегают не только в краевом центре. В других населенных пунктах тоже есть догадливые люди.

В письме жители Ставрополя ставят вопрос ребром: кто и когда вернет горожанам украденные у них миллионы и когда тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут устанавливаться на основе тщательного расчета себестоимости услуг. Комиссия, созданная в 2002 году, готова возобновить работу в любой момент. Если, разумеется, администрация города в этом заинтересована.