С терроризмом – в отдельно взятом..?
В матрисе – одновагонном поезде служебного пользования начальника отделения дороги – наш корреспондент вместе с членами совета безопасности и руководителями силовых структур края проехал от Минеральных Вод до Кисловодска, а затем присутствовал на заседании совбеза в администрации КМВ.
В кабине машиниста матрисы начальник Минераловодского отделения СКЖД Д. Можаров рассказывал и показывал губернатору СК, председателю краевого совбеза А. Черногорову, что уже сделано, а главным образом, что планируют сделать для обеспечения безопасности. Пока удалось показать лишь уже готовые ограждения и турникеты на Минераловодском вокзале, часть будущего ограждения на Кисловодском и специальные приспособления на переездах, которые гарантируют, что при опущенном шлагбауме ни один автомобиль не сможет выехать на железнодорожные пути. Правда, и на остальных вокзалах и посадочных платформах мы видели наряды милиции, кое-где даже со служебными собаками. Так что контроль усилен, хотя… Впрочем, об этом позже. А пока непосредственно о поездке. Как ни старались к приезду губернатора навести лоск на прилегающей к железнодорожному полотну полосе – на многих участках чернеют свеженькие пятна костровищ, – полностью убрать годами копившийся мусор было невозможно. Поэтому А. Черногоров высказал справедливую критику по поводу никудышного санитарного состояния. О каком курорте мирового уровня можно говорить, когда глазам гостей и отдыхающих первым делом открываются кучи хлама.
И все–таки сейчас привлекательность курортов прежде всего зависит от безопасности в регионе. И заседание, как отметил губернатор, является продолжением состоявшегося накануне в Дагестане разговора руководителей ряда субъектов Федерации с директором ФСБ Н. Патрушевым.
За последние пять лет на Кавминводах совершено восемь терактов, в которых погибли 93 человека и более 400 получили ранения. По мнению секретаря совбеза В. Бондарева, это свидетельствует о том, что террористы, учитывая особое положение региона, стремятся превратить его в еще одну «горячую точку» России.
Особенно больно ударили по репутации Кавминвод, авторитету органов исполнительной власти всех уровней и правоохранительных структур подрывы электропоездов на перегоне Кисловодск – Ессентуки третьего сентября и пятого декабря минувшего года. Как признал В. Бондарев, до этого руководство Линейного управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) неоднократно обращалось с просьбами оказать срочную помощь в реализации антитеррористических мер, которые, как правило, даже не рассматривались. После сентябрьской трагедии краевая антитеррористическая комиссия направила в регион рекомендации, где были обозначены все основные проблемы. Однако тогда должностные лица не нашли средств на дополнительное оборудование, установку инженерно-технических сооружений, организацию режимных зон безопасности на объектах, привлекательных для террористов. А потому в представлении заместителя Генерального прокурора России по ЮФО С. Фридинского справедливо указано, что, помимо транспортной милиции и руководства железной дороги, долю ответственности за недостаточное выполнение закона «О борьбе с терроризмом», постановления правительства РФ от 16 сентября 1999 года «О мерах по противодействию терроризму» и рекомендаций совбеза России должны взять на себя органы исполнительной власти и местного самоуправления.
О том, что сейчас делается для предотвращения терактов на объектах железнодорожного транспорта, членам совета безопасности, руководителям законодательной и исполнительной власти края, правоохранительных органов доложил начальник Минераловодского ЛУВДТ полковник В. Коляда.
Одним из основных мероприятий он назвал ужесточение пропускного и контрольно – досмотрового режимов. Учитывая малочисленность личного состава транспортной милиции, были разработаны схемы режимных зон и систем ограждения на объектах транспорта по принципу «Один вход – один выход». В Минеральных Водах, где железнодорожный и аэровокзалы - самые сложные в плане обеспечения безопасности, местные власти поступились частью своих интересов, благодаря чему были найдены обоюдоприемлемые решения. Минераловодское отделение дороги и ГУАП «Кавминводыавиа» выполнили рекомендованные ЛУВДТ инженерно-технические мероприятия. Теперь, если железнодорожники возьмут пример с авиаторов и установят на вокзале стационарный металлоискатель, то будет обеспечен достаточно высокий уровень безопасности.
Долго искали точки соприкосновения с администрацией Пятигорска. Но все-таки удалось договориться о создании режимной зоны на железнодорожном вокзале, и есть надежда, что там скоро поставят необходимые ограждения. А вот в Ессентуках и Кисловодске спорные вопросы пока остаются.
Помимо вокзалов, целесообразно оградить стационарными конструкциями все линейные остановочные площадки. Кроме того, начальник транспортной милиции считает, что на вокзалах не место увеселительным заведениям. В ущерб обеспечению безопасности милиционеры тратят немало сил и времени, чтобы утихомирить подвыпивших гуляк.
В конце минувшего года на Минераловодском вокзале была установлена первая очередь системы видеонаблюдения. Сейчас начали монтировать еще 16 видеокамер. Таким образом, скоро весь вокзальный комплекс будет находиться под постоянным контролем. А вот существующие системы видеонаблюдения на Пятигорском, Ессентукском и Кисловодском вокзалах устарели. Хочется надеяться, что руководство железной дороги найдет возможность их заменить, а также установить камеры видеонаблюдения в электропоездах, чтобы машинист видел, что происходит в каждом вагоне.
Ряд организационных мер принят непосредственно в ЛУВДТ.
Сейчас, как утверждает В. Коляда, на участке Минеральные Воды – Кисловодск комплекс режимно–досмотровых и предупредительных мероприятий выполняется в полном объеме, все без исключения электропоезда следуют в сопровождении милиционеров. Но какой ценой это дается! Сотрудники переведены на усиленный вариант несения службы, ежемесячно каждый перерабатывает от 140 до 180 часов. Бесконечно так продолжаться не может. Кроме того, зона обслуживания Минераловодского ЛУВДТ простирается далеко за пределы Кавминвод и включает 51 станцию, один разъезд и 95 остановочных платформ. Из-за малочисленности личного состава милиционеры регулярно контролируют лишь часть станций.
Минераловодское и Северо-Кавказское ЛУВДТ обратились в МВД РФ с предложением об увеличении численности отряда ОМОН и управления внутренних дел на транспорте. Вроде бы вопрос решается положительно. Тем не менее В. Коляда попросил правительство края за счет бюджета края добавить еще хотя бы 20 сотрудников линейной милиции. Обратился он и к краевым законодателям, которых на выездном заседании совбеза представляли спикер ГДСК Ю. Гонтарь и ряд депутатов: создавая режимные зоны и добиваясь стопроцентного осмотра пассажиров и багажа на железнодорожных вокзалах, сотрудники транспортной милиции вступают в противоречие с законом. Необходимо выйти с законодательной инициативой, чтобы относительно железной дороги был принят нормативный акт, аналогичный Воздушному кодексу в гражданской авиации, в котором предусмотрены такие усиленные меры безопасности.
Начальник Минераловодского отделения дороги Д. Можаров в основном согласился с выводами и предложениями транспортной милиции. Он сообщил, что на реализацию мер безопасности железная дорога уже затратила 29 миллионов рублей. Еще около трех миллионов уйдет на ограждение крупных вокзалов Кисловодской ветки и установку турникетов. Везде оставят только один вход и один выход. Хотя для пассажиров это будет не очень удобно, зато позволит контролировать пассажиропоток.
Большие средства на обеспечение безопасности – около 50 миллионов рублей – заложило в бюджет ОАО «Российские железные дороги». На эти деньги в течение нынешнего года будет установлено видеонаблюдение не только на всех вокзалах и станциях Кисловодской ветки, но и на некоторых вокзалах других направлений СКЖД. Начальник отделения дороги обратил внимание членов совбеза еще на ряд проблем. Так, почти треть Кисловодской ветки проходит по территории городов Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск. В каждом – множество несанкционированных переходов через пути. Такая бесконтрольность не только опасна для пешеходов, но и создает благоприятные условия для совершения терактов. Д. Можаров предложил – и его поддержали члены совбеза – с помощью глав городов и территориальных отделов милиции навести здесь порядок.
Секретарь совета безопасности В. Бондарев сообщил, что, по имеющимся данным, исполнители терактов третьего сентября и пятого декабря к месту преступления добирались по проселочным дорогам, через безлюдную местность, прилегающую к Кисловодску и Ессентукам. Здесь, на площади 400 квадратных километров, находится лишь один населенный пункт, что позволило террористам незаметно добраться до железной дороги. Силами милиции проконтролировать все проселки невозможно. Но это могли бы сделать отряды самообороны и казаки. Однако необходимо им предоставить хотя бы минимальные социальные гарантии и выплачивать небольшое материальное вознаграждение. Одновременно сотрудники ГАИ должны усилить патрулирование на участках автотрассы, прилегающей к железнодорожному полотну.
Секретарь совбеза потребовал ввести строгий контроль за строительством объектов различного назначения, предусматривать меры защиты от терактов. Правда, В. Бондарев признал, что террористы чрезвычайно быстро учатся на своих ошибках, применяют все новые и новые методы - вот уже и на Кавминводах стали использовать шахидов. Предугадать, где и как они в следующий раз нанесут удар, весьма непросто. А потому ни шлагбаумами, ни бетонными блоками, ни даже усиленными нарядами милиции проблему противодействия терроризму полностью не решить.
И хотя секретарь совета безопасности не стал дальше развивать эту мысль, нетрудно догадаться, что он имел в виду. Пока в Чечне будут разгуливать на свободе такие одиозные лидеры боевиков, как Басаев и Масхадов, пока не удастся пресечь каналы поставки денег и оружия, а главное, пока не научимся побеждать сепаратистов в информационной войне, не найдем идеологического противоядия религиозному экстремизму, ряды террористов будут вновь и вновь пополняться, а значит, будут вновь и вновь греметь взрывы. Пусть не на Кисловодской ветке железной дороги, а на других, незащищенных направлениях или на площадях, в автобусах. Так что защитить от терактов отдельно взятый участок и вывести терроризм под корень – далеко не одно и то же.