00:00, 26 декабря 2003 года

Рост без развития

Вопреки ожиданиям обсуждение не было бурным и долгим, как это иногда случается. Судя по всему, хорошо поработала согласительная комиссия, которой пришлось «переварить» около сотни поправок к бюджету, чтобы учесть интересы исполнительной и законодательной ветвей власти края, а также муниципальных образований.

Председатель бюджетного комитета ГДСК А. Яшкунов сообщил, что бюджет-2004 вырос на 3 миллиарда рублей, но, к сожалению, в нем по-прежнему недостаточно средств на активную инвестиционную политику (т. е. нет части, которую называют «бюджет развития»). Львиную долю доходов «съедят» прибавки к зарплатам бюджетникам и растущие тарифы ЖКХ.

Сопредседатель согласительной комиссии, он же заместитель председателя ГДСК И. Прокопенко сказал, что в ходе работы членов комиссии над поправками удалось «найти» 300 млн. рублей, т. е. увеличить доходную часть бюджета за счет корректировки планируемых поступлений от некоторых налогов. В общем-то, это известная практика: краевое правительство «перестраховывается» (так выразился депутат А. Яшкунов) и «не хочет поднимать планку доходов», а депутаты пытаются сделать бюджет в максимальной степени напряженным, что диктуют растущие расходы.

«Найденные» 300 миллионов уйдут на правоохранительную деятельность, образование, поддержку животноводства, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и т. д.. Впервые будут поддержаны муниципальные и государственные транспортные предприятия, перевозящие льготников.

Уверенность части депутатов в том, что краевое правительство «перестраховалось» в отношении планируемых доходов (т. е. занизило их), отразилась на увеличении расходов, попавших в специально созданное приложение № 12, в котором фигурирует весьма солидная сумма – 1 млрд. 720 млн. рублей. Но эти деньги - все равно что «журавль в небе»: неизвестно, будут эти сверхплановые доходы или нет, поэтому отрасли, расходы которых попали в приложение № 12, особых иллюзий по поводу 100-процентного получения средств не питают. (Кстати, аналогичное «сверхплановое» приложение есть и в бюджете 2003 г., но вместо ожидаемого миллиарда получилась сумма, в три раза меньшая, что повлияло, например, даже на строительство «депутатских объектов» в избирательных кругах: как сообщил заместитель председателя ГДСК К. Храмов, они профинансированы на 63 процента).

В приложение № 12 попала даже важная для края программа внедрения ипотечного жилищного кредитования (26 млн. рублей), которую, кстати, активно поддерживает председатель ГДСК Ю. Гонтарь. Он сообщил, что в случае реального финансирования этой программы из краевого бюджета свою долю выложит и Федерация – около 100 миллионов. Будет обидно, если мы упустим эти деньги…

Наибольшие споры вызвала поправка о выделении 7 млн. рублей на программу «Развитие телевидения и радиовещания» (в т. ч. нужно завершить строительство здания Ставропольской телестудии). Уже который год обещают эти деньги, но пока поступили из краевого бюджета лишь жалкие 250 тыс., и это при том, что федеральный центр уже перечислил несколько миллионов. Депутаты решили «найти» для СГТРК деньги в разделе капитальное строительство. Правда, для этого их придется у кого-то «отнять»…

На заседании ГДСК был принят и еще один важный бюджет на 2004 г. – Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, который утвержден по доходам в сумме 2 млрд. 109 млн. и по расходам – 2 млрд. 169 млн.

Особый интерес депутатов вызвал доклад первого заместителя министра имущественных отношений края В. Антоненко, который проинформировал Думу о сводных показателях объектов краевой собственности и о результатах приватизации таких объектов в 2003 году. Вот некоторые цифры. За год количество госпредприятий, внесенных в реестр госимущества края, сократилось с 266 до 242. А вот количество госучреждений выросло – с 1335 до 1475. Сейчас на Ставрополье работают 50 акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государственной (краевой) собственности. В этом году был приватизирован один объект: проданы с аукциона принадлежащие краю акции ОАО «Минеральные Воды Ставрополья». Если же говорить об имуществе государственных предприятий и учреждений, то оно оценивается в 22 млрд. 239 млн. рублей.

На заседании депутаты приняли важный, с их точки зрения, закон, предоставляющий льготы по уплате земельного налога религиозным организациям. Речь идет о землях, на которых находятся, например, церкви. Только у Ставропольского Епархиального управления РПЦ таковых около 60 гектаров. В соответствии с принятым законом теперь религиозные организации вообще освобождены от уплаты земельного налога, но, правда, пока только в части средств, зачисляемых в бюджет края. Точно так же ГДСК рекомендует поступить и органам местного самоуправления, в бюджеты которых поступает вторая половина денег от земельного налога.

На заседании ГДСК депутаты утвердили дату – 14 марта 2004 года, - когда жители Невинномысска и Пятигорска будут выбирать себе новых мэров. Напомним, что старые – А. Семенченко и Ю. Васильев – сложили свои полномочия, поскольку теперь они депутаты Госдумы России.

ГДСК также приняла обращение к президенту В. Путину о нецелесообразности перевода из Ставрополя в Батайск (Ростовская область) пограничного штаба – КСКРПУ ФСБ РФ. И уже под занавес заседания депутаты решили создать комиссию, которая должна изучить весьма больной для края вопрос – обоснованность резкого повышения с нового года тарифов на воду, тепловую и электрическую энергию. Занимательно, что катализатором этого решения послужила публикация краевого приложения к одной из федеральных газет.