00:00, 20 ноября 2003 года

Болезнь нечаянно нагрянет…

Не является исключением и наш край. В одном только 2002 году палочка Коха унесла жизни 261 ставропольца. И ныне эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается у нас напряженной. О том, как ставропольские специалисты борются с грозной болезнью, как работает противотуберкулезная служба в городах и районах, наш корреспондент беседует с главным фтизиатром края, заслуженным врачом Российской Федерации, кандидатом медицинских наук Василием ОДИНЦОМ.

- Василий Спиридонович, сколько сейчас на Ставрополье больных туберкулезом?

- На диспансерном учете у нас состоят около 14 тысяч человек, из них почти половина – носители активной формы болезни, а инфицированных, но еще не больных детей, выявленных с помощью туберкулиновой диагностики – всем известной реакции Манту, 28 тысяч. Только за десять месяцев 2003 года впервые диагноз «туберкулез» поставлен 1187 коренным жителям Ставрополья.

- Наверное, уровень заболеваемости туберкулезом по краю не везде одинаков – в каких районах эпидситуация вызывает особую тревогу?

- Это восточные районы – Арзгирский, Степновский, Левокумский, где социально-экономическая обстановка далека от благополучия. Там большая безработица, бедность, много мигрантов и вынужденных переселенцев из Чечни и других соседних республик, в которых противотуберкулезная служба, по сути, развалена.

Но в целом положение у нас лучше, чем в среднем по России и Южному федеральному округу. Третий год мы наблюдаем процесс стабилизации, а до этого шел непрерывный рост заболеваемости, особенно среди детей и подростков. Медленная положительная динамика началась, по нашему мнению, тогда, когда власти стали понимать, что туберкулез – это не просто инфекционное заболевание, а сложное социальное явление, несущее реальную угрозу национальной безопасности страны. Был принят ряд законодательных актов на федеральном уровне, разработаны российская и краевая целевые программы борьбы с туберкулезом, а главное – пошло нормальное финансирование. К примеру, нынешний год еще не закончен, а мы уже получили все 100 процентов выделенных нам из краевого бюджета средств. И из Министерства здравоохранения России поступили медикаменты на 20,5 миллиона рублей, что превышает в полтора раза запланированный объем. Поэтому и лечение для наших пациентов сейчас полностью бесплатно, хотя один день пребывания больного туберкулезом в стационаре обходится государству в 250-300 рублей.

За счет федеральных финансовых источников мы сумели в последние годы укрепить материально-техническую базу наших диспансеров – приобрели несколько современных рентгенодиагностических установок и компьютерных комплексов для мониторинга заболеваемости туберкулезом, немало аппаратуры для лабораторного оснащения. И это не замедлило сказаться на эффективности лечения больных – она поднялась на 25-27 процентов. Наши пациенты чаще возвращаются к труду, меньше стали выходить на инвалидность.

- Все ли жители края имеют возможность регулярно проходить профилактические осмотры, чтобы выявить туберкулез на ранней стадии?

- Да. Сейчас у нас в каждой центральной районной больнице есть стационарные флюорографы, работают фтизиатры, которые организуют профосмотры, открыты тубкабинеты, а в городах – диспансеры. Правда, их оборудование в большинстве своем изношено и устарело, но мы надеемся со временем его обновить. Только за последний год нам удалось приобрести два цифровых флюорографа, один установлен в Ставропольском городском диагностическом центре, а другой – в Пятигорске, в первой поликлинике.

Хуже положение с помещениями. 10 лет в Невинномысске строилось здание противотуберкулезного диспансера, но, наконец, месяц назад мы его сдали в эксплуатацию. Оно оснащено всем необходимым оборудованием и полностью укомплектовано кадрами врачей. Закончили и капитальный ремонт детского отделения в краевом диспансере. А еще заменили с десяток кровель - с мягких на шатровые. Но в некоторых районах тубкабинеты по-прежнему ютятся в приспособленных помещениях, как, например, в Изобильном. В Минводах давно обещали новое здание, но недавно закрыли и стационар.

Тем не менее профосмотры идут. Мы еще не достигли доперестроечного охвата населения, но он уже приблизился к 76 процентам. И здесь все зависит от самих пациентов. Многие люди беспечно относятся к своему здоровью, они уверены, что не могут заболеть туберкулезом, и избегают флюорографического обследования. Между тем к 30 годам каждый житель России становится носителем палочки Коха. Конечно, заболевают не все.

- Да, в народе бытует стойкое убеждение, что чахотка – это удел только тех, кто ведет беспорядочный образ жизни, плохо питается или сидел в тюрьме. Так ли это на самом деле?

- Нет. От туберкулеза не застрахован никто – ни бедный, ни богатый. В дореволюционной России от чахотки, как мы знаем из классической литературы, умирали и дворяне. Вспомните Чехова. И в наши дни заболеть может любой. Все зависит от состояния организма. Дополнительные факторы риска: стрессы, хронические воспалительные процессы, диабет.

- Какие органы чаще всего поражаются бациллой туберкулеза?

- Самая распространенная форма болезни – легочная. И самый опасный и самый заразный туберкулез – туберкулез легких. Но встречается и туберкулез почек, костей, глаз, кожи, других органов. Все они поддаются излечению, если выявлены на ранних стадиях заболевания. Вот почему мы сейчас такое значение придаем профилактическим осмотрам больших групп населения.

Проходить флюорографическое обследование надо ежегодно. Ведь туберкулез, повторяю, сейчас можно вылечить, если во-время обнаружить его. В наши дни на вооружении врачей-фтизиатров есть мощные лекарственные средства, не исключаются и хирургические методы. Но лучше всего болезнь предупредить. А для этого необходимо следить за своим здоровьем, беречь и укреплять его с помощью полноценного, сбалансированного питания, закаливания, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек.