Вынуждены жаловаться губернатору...
Больше всего население волнуют социальные проблемы, в особенности жилищные. В текущем году почти в 1,5 раза возросло число заявлений от граждан, пострадавших в результате стихийного бедствия, постигшего край в июне прошлого года. Если в первые месяцы в основном это были просьбы об оказании первоначальной помощи и включении этих людей в списки пострадавших, то в текущем году преобладают жалобы на необъективность оценки нанесенного ущерба, невозможность получить государственную помощь на восстановление пострадавшего или разрушенного жилья и т.д. Вот, к примеру, Ессентуки. Люди не согласны с тем, что вместо 50 тысяч рублей за утраченное имущество и жилье им выплатили по 20 тысяч, а некоторым и того меньше. «У меня полностью разрушены хозяйство, дом, - пишет О. Ва-щенко. - Мне же выплатили 10 тысяч рублей. За эти деньги я не смогу восстановить и части имущества». Жители поселка Белый Уголь: «Нами было получено по 20-30 тысяч рублей, но этого капитала явно недостаточно, так как ущерб был огромный. Наши дома дают осадку, увеличиваются трещины».
Больше стало обращений по поводу обеспечения инвалидов средствами передвижения, в основном это просьбы участников и инвалидов Великой Отечественной войны о выделении спецавтотранспорта. Очередь на спецавтотранспорт в крае продвигается быстро, а это дополнительно повышает спрос. Причем многие заявители просят его выделить, не имея на то медицинских показаний.
Много жалоб на работу бюро медико-социальной экспертизы. Беспокоят людей проблемы здравоохранения: в ряде районов и городов не выполняется законодательство об обеспечении лекарственными препаратами льготников, подорожали лекарства. В два раза увеличилось количество обращений, в которых идет речь о высокой стоимости платных медицинских услуг, их недоступности для многих граждан. Инвалид войны Е. Пешкова из г. Ставрополя пишет, например, о том, что пользуется препаратом «Кардорон» – он постоянно растет в цене: «Хотелось бы знать, как мне, со своей мизерной пенсией, покупать жизненно важное лекарство?» Люди обеспокоены подорожанием продуктов питания и коммунальных услуг.
Заметим, однако, что число обращений по ряду вопросов социального обеспечения и социальной защиты значительно сократилось, в частности, на неправильное начисление пенсий, от многодетных семей и одиноких матерей на оказание материальной помощи.
Как и прежде, вторым по объему является блок писем, относящихся к проблемам работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, реформирования отрасли. Люди справедливо возмущаются тем, что порой годами не ремонтируются крыши жилых домов, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, заливаются подвальные помещения домов. А местные органы власти нередко формально подходят к решению возникших у людей проблем.
Так, в сентябре инвалид Великой Отечественной войны из Благодарненского района В. Дурнев, обеспокоенный равнодушием местных властей, написал: «Я вызвал мастеров починить котел, но вместо помощи они поломали крышу. Идут дожди, все льется в дом. Чинить крышу они за свой счет не хотят, а у меня таких денег нет. Куда обращаться? Никто не хочет помочь».
В. Астрюхина из города Ставрополя сообщает о том, что в доме № 51 по улице Лермонтова, меняя трубы, поставили не тот диаметр. В итоге в доме практически нет воды.
По-прежнему много заявлений от жителей сельской местности по поводу газификации, водоснабжения и благоустройства. Авторы пишут: молодежь уезжает из сел и хуторов, остаются одни старики, а у них нет сил бороться с тяготами жизни, поэтому они просят благоустроить их населенные пункты. Такие письма пришли из сел Птичье и Подлужное Изобильненского района, станиц Суворовская, Бекешевская и села Юца Предгорного района, хуторов Калиновский и Екатериновский Кочубеевского района, станицы Воскресенская и хутора Петровский Новоалександровского района…
Земельная реформа, выделение земельных паев и оплата сельхозпредприятиями их аренды – тоже серьезная проблема. Многие авторы возмущаются проводимой в хозяйствах процедурой банкротства, считая ее искусственной и осуществляемой в интересах отдельных людей. Такие письма есть из Благодарненского, Буденновского, Изобильненского, Ипатовского, Красногвардейского, Новоалександровского, Петровского и ряда других районов. Но при этом следует отметить, что их количество по сравнению с соответствующим периодом прошлого года все же уменьшилось, причем значительно – на 36,2 процента.
Еще одна тенденция. Если в 2002 году отмечался значительный рост индивидуальных и коллективных обращений по вопросам торговли и защиты интересов потребителей, то в текущем году наблюдается их резкое снижение. Однако многочисленными остаются вопросы работы рынков, засилья на них перекупщиков, взвинчивающих цены.
Многие вопросы, которые находятся в компетенции местных органов власти, к сожалению, решаются только после обращения к губернатору. Так, жители Ставрополя Д. Кацак и другие неоднократно ставили вопрос перед администрацией города о светофоре на перекрестке улиц 45-я параллель и 50 лет ВЛКСМ, строительстве ливневой канализации, так как «вся дождевая вода собирается в этом районе в одну большую лужу, перекрывая подъездные пути к дому». Потерявшие надежду люди вынуждены были обратиться к губернатору. В результате, как сообщил в правительство края заместитель главы администрации г. Ставрополя И. Садыхов, все работы были выполнены, светофор включен, установлены пешеходные ограждения.
После обращения к губернатору налажено водоснабжение в станице Каменнобродская Изобильненского района. Решен вопрос с обменом паспорта и получением гражданства Российской Федерации А. Горловым из краевого центра. Заменен электросчетчик и восстановлено электроснабжение в квартире Н. Александровой, матери троих детей…
На имя губернатора приходят многочисленные письма граждан, в которых они выражают сердечную благодарность за проявленное внимание и оказанную практическую помощь в разрешении самых различных индивидуальных и коллективных проблем. Такие письма поступили от Н. Пархоменко, Д. Абрамова, Г. Суворкина, А. Лежава из г. Ставрополя, Н. Смирновой, С. Сущих из г. Георгиевска…
А. Черногоровым даны поручения ответственным лицам по принятию в установленные сроки решений по всем обращениям граждан.