Комсомольский ремейк
Итак, листаем.
Аббревиатура расшифровывается, как Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, который был организован 29 октября 1918 года. Далее по тексту: «В члены комсомола принимается передовая, проверенная, преданная советской власти молодежь». Можно много говорить и спорить о том, что в те годы понималось под выражением «передовая молодежь», но отрицать того, что сейчас почти все руководители предприятий, крупные бизнесмены, высокопоставленные чиновники, военные, известные художники, литераторы, лидеры различных партий и общественных организаций - бывшие комсомольцы, невозможно.
- В ВЛКСМ можно было вступить по достижении 14 лет, - рассказывает о процедуре приема комсомолец с 1979 года, а ныне первый секретарь Ставропольского союза молодежи Сергей Калашников. - Каждый вступающий должен был представить в первичную организацию рекомендации от двух комсомольцев или одного коммуниста. Затем сдавался своеобразный экзамен по истории комсомола, то есть надо было рассказать о том, как молодые люди, носящие высокое звание членов ВЛКСМ, сражались в гражданскую и Великую Отечественную войны, о том как, они участвовали в социалистическом строительстве.
Дальше проверялось, насколько хорошо кандидат усвоил устав и программу. Чаще всего претенденты сыпались на формулировке «демократический централизм». Его пять принципов усвоить было довольно сложно. Суть заключалась в том, что руководящие органы ВЛКСМ выбираются рядовыми членами и периодически отчитываются перед ними, меньшинство обязательно подчиняется большинству и что исполнение решений высших органов низшими обязательно. Только после этого в районном комитете ВЛКСМ счастливчику в торжественной обстановке вручался комсомольский билет.
Первичная комсомольская организация (три комсомольца, которые трудились на одном производстве или жили в населенном пункте обязаны были организовать первичную ячейку ВЛКСМ – Н.Г.) работает непосредственно среди молодежи, - говорится в уставе, – проводит партийные установки во всех сферах производственной и общественной жизни, организует выполнение решений комсомола, всемерно развивает инициативу и самодеятельность комсомольцев, ведет работу с пионерами.
На деле это означало, что если в стране провозглашалась компания по борьбе, например, с алкоголизмом, то комсомольцы обязательно выявляли вместе с милицией самогонщиков, становились активистами «Общества трезвости» или играли безалкогольные свадьбы. Можно привести другой пример. Если краевой комитет КПСС объявлял о том, что необходимо помочь колхозникам Ставрополья убрать урожай зерновых, то именно комсомольцы по путевкам крайкома ВЛКСМ отправлялись на подмогу сельским труженикам.
– Тогда так и говорили: «Партия сказала: «надо», комсомол ответил «есть», - вспоминает комсомолец с 1968 года, член Союза писателей России, бывший сотрудник «Ставропольской правды», автор свыше сорока фантастических произведений - романов, повестей и рассказов Игорь Пидоренко. – Однажды меня направили работать комбайнером в Ипатовский район. Местным хлопцам не понравилось, что я слишком усердно тружусь. Им приводили меня в пример, призывали перенимать «городской» опыт, для коренных селян это тогда звучало как оскорбление. И вот на второй или третий день страды после работы они пришли выяснять отношения. «Понаехали тут из города пижоны, - говорят, - им лучшую технику, а нам что…». Слово за слово и дело дошло до рукопашной, вскоре прибежал бригадир, и нас растащили в разные стороны. И хотя как следует мы не подрались, но забияки поняли, что я не собираюсь им уступать и отстали. Мне пришлось много помотаться по комсомольским путевкам, жить, порой, в тяжелых условиях, и, по современным понятиям, «вкалывать задарма», но я ни о чем не жалею. Ведь - это моя молодость!
Также с теплотой и улыбкой вспоминает о своих сельско-хозяйственных трудах комсомолец с 1974 года, а сейчас известный художник Евгений Кузнецов, который считает, что на комсомольских стройках и сельхозработах закалялись характеры. Кстати, его путь к творческому успеху начинался с оформления площадей и улиц к первомайским и ноябрьским праздникам.
Именно по инициативе комсомольцев на Ставрополье в 1965 году возникли студенческие стройотряды. Бойцы краевого студенческого отряда осваивали целинные земли Северного Казахстана, прокладывали Большой Ставропольский канал, возводили Ставропольскую ГРЭС и заводы «Нептун», «Автоприцепы», «Невинномысский «Азот» и Прикумский завод пластмасс. Комсомольцы работали на Байкало-Амурской магистрали, в Йемене, Болгарии, Кубе, ГДР, Польше, Чехословакии. За высокие производственные показатели, достигнутые в составе студенческих отрядов, 37 ставропольских активистов награждены государственными наградами СССР.
В общественной жизни комсомол проявлялся проведением и организацией всевозможных конкурсов и слетов молодых: кукурузоводов, отличников профтехобразования, рационализаторов, туристов, поисковиков и так далее. При всем очевидном официозе и пресловутых «идеологических рамках» подобных мероприятий, у них не отнять ни массовости, ни праздничности. А какая титаническая работа была проделана для того, чтобы отдать последний долг павшим в годы Великой Отечественной войны советским солдатам. Только в 1966 году на братских могилах было сооружено 50 памятников и обелисков. В память о молодых героях-подпольщиках села Величаевского Ставропольским краевым комитетом ВЛКСМ была учреждена премия имени Александра Скокова в области литературы и искусства. Прошли десятки лет, уже ушел в прошлое комсомол, преобразовавшись в Союз молодежи Ставрополья, а премия имени отважного патриота существует.
Однако не стоит забывать, что ВЛКСМ – прежде всего был пусть и молодежной, но «партией», со своей партийной жизнью в форме съездов и конференций, средствами массовой информации. Например, на Ставрополье с 1934 года выходила газета краевого комитета ВЛКСМ «Молодой ленинец», цена номера равнялась месячному членскому взносу школьников, солдат и студентов – две копейки. В опубликованных тогда сухих строчках документов и статей внимательные исследователи найдут массу интересных и любопытных фактов.
Например, первый секретарь Ставропольского крайкома ВЛКСМ А. Коробейников (ныне первый заместитель полномочного представителя президента РФ в ЮФО) критиковал в 1986 году будущего губернатора края, а тогда заведующего отделом рабочей и сельской молодежи крайкома ВЛКСМ А. Черногорова «за упущения в привлечении комсомольцев и молодежи к ускорению научно-технического прогресса».
А вот опубликованное в 1986 году письмо студентов Ставропольского политехнического института более подробно повествует о политической жизни в ВЛКСМ: «Скоро собрание. Обычное комсомольское. Если не удастся отметиться и уйти, придется присутствовать. Это значит – часа три потраченного времени. Правда, есть возможность провести их с пользой. Почитать книгу, например, довязать кофту, списать конспект или написать домой письмо.
То, что говорят с трибуны, мы чаще всего и не слышим. Разве когда оратор голос повысит или призовет к вниманию. Но нового ничего все равно не скажет: опять об учебе, об обязательствах… И вот она долгожданная минута – зачитывается постановление. Мы дружно голосуем «за»…».
- Несмотря на идеологические и прочие перегибы, комсомол был, как теперь принято говорить, хорошей школой по подготовке менеджеров, управляющих для административного аппарата, - считает Сергей Калашников. – О величии ВЛКСМ еще будут долго свидетельствовать построенные комсомольцами заводы и электростанции, каналы и железные дороги, скверы и парким культуры и отдыха. А вот что оставит после себя поколение «пепси» и «экстрима» - размалеванные красками заборы, замусоренные подъезды?..
Впрочем, разноцветные каракули - тоже наша история, и наверняка потом тоже будут изучаться учеными-историками, социологами, психологами. Главное в том, чтобы молодые люди не забывали о своем прошлом. Чтобы жили с таким же азартом, увлечением и верой в собственные силы, в прекрасное и доброе...