Каждый третий – за чертой
Первый докладчик – заместитель председателя ПСК, министр ЖКХ, строительства и архитектуры А. Орешков – отметил, что в текущем году «нарастал вал негативных последствий», связанных с пожарами: их крае зарегистрировано 1453, в результате погибли 142 человека, а более 100 серьезно пострадали. Сгорели 146 строений, 35 единиц техники, ущерб от огня составляет десятки миллионов рублей. Несмотря на столь большие потери, многие руководители, по словам А. Орешкова, по-прежнему считают, что обеспечение пожарной безопасности – это дело Управления государственной противопожарной службы по СК и его структурных подразделений.
2003 год неоднократно одевал в траур российские регионы, принося печальные известия о жертвах пожаров, в т.ч. о гибели детей. Ставрополья, к счастью, нет в «черных списках», но, как показали проверки, многие учреждения образования, в частности Ставропольская школа-интернат для глухонемых детей, Георгиевский детдом и другие, не соответствуют требованиям пожарной безопасности. В целом по краю не были подписаны 442 акта (!) об «антипожарной» готовности школ к новому учебному году. Школы, конечно, 1 сентября «пустили», но везде ли устранили нарушения?
Как признал глава Пятигорска Ю. Васильев, только одна школа города – новая № 30 – соответствовала требованиям пожарных. Остальным пришлось помогать из бюджета – закупать огнетушители, чистить подвалы и т.д. Этот небедный город устранил лишь 60% нарушений, что же говорить тогда о дотационных сельских районах?!
Особое беспокойство вызывает факт сокращения количества добровольных противопожарных формирований, главным образом, на селе. Докладчик отметил, что на сегодняшний день только в Кировском районе не отмечена «ликвидация» пожарных дружин, на остальных территориях этот процесс идет полным ходом. Противопожарные формирования сейчас функционируют только в 242 сельхозпредприятиях, хотя в обязательном порядке они должны быть в наличии в 470 хозяйствах. Всему виной - наша бедность: например, глава Новоселицкой райгосадминистрации А. Нагаев, пообещав укрепить работу по противопожарной безопасности в районе, тут же отметил, что новая «пожарка» стоит около миллиона, а таких денег не наскрести, поэтому помогать должен краевой бюджет.
О борьбе с бедностью говорил и другой докладчик - заместитель председателя ПСК Н. Пальцев, правда, речь уже шла о заработанных ставропольцами деньгах, которые им по разным причинам не выплачены - т. е. о долгах. Задолженность по зарплате (по итогам шести месяцев 2003 г. - 269 млн. руб.) у нас остается еще довольно высокой. Она колеблется в пределах 4 тыс. рублей на одного работника в организациях-должниках. Страдают и будущие пенсионеры: как отметил Н. Пальцев, с начала года на уплату страховой накопительной части пенсии «не поступило около 400 млн. рублей». По-прежнему тревожит и тот факт, что 37% ставропольцев имеют доходы ниже прожиточного уровня, хотя работодатели, по оценкам властей, имеют возможность повысить зар-плату на 20-30%.
Особенно низкая зарплата на селе, которая часто недотягивает даже до гарантированного государством минимального размера (с 1 октября МРОТ - 600 рублей, был - 450). Причем низкие заработки нередки даже в тех хозяйствах, которые принято считать благополучными. В половине проверенных сельхозпредприятий зарплата составляет от 120 до 300 рублей! А кое-где, например, сторожам платят скромные 80-90 рублей.
В первом полугодии инспекции по труду выявили более 300 случаев фактов незаконного удерживания выплат, понудив работодателей отдать людям 55 млн. заработанных рублей, в отношении 10 руководителей материалы переданы в прокуратуру. Среди наиболее отличившихся - Петровский район, где задолженность по зарплате составляет 35 млн. рублей.