Обратной дороги нет
Тяжелое прошлое
За последние годы в «Гвардейце» произошло немало перемен, к которым не так-то легко привыкнуть, особенно старшему поколению. Новые экономические отношения заставили по-новому и работать, и думать, и в конце концов относиться к людям.
Начнем с того, что в 1995 году колхоз превратился в одноименный сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК). Дела в то время в хозяйстве шли не самым лучшим образом: росли как снежный ком долги, председатели менялись один за другим, а ситуация только ухудшалась. К 2002 году «набежала» кредиторская задолженность почти в 40 млн. рублей. Куда ни кинь, путь был один – в банкроты.
В октябре того же года Ставропольский краевой арбитражный суд возбуждает в отношении СПК «Гвардеец» дело о несостоятельности (банкротстве) и вводит процедуру наблюдения. В ходе внешнего управления, которое оформили два месяца спустя, два инвестора – ООО «Северо-Кавказский Агрохим» и ОАО «Ставропольагропромснаб» - выкупают сельхозпредприятие, при этом взяв на себя часть долгов. (Надо заметить, что произошедшее – не обычный акт купли-продажи, а один из способов восстановления платежеспособности должника).
Руководителем «Гвардейца» учредители и арбитражный управляющий назначают В. Шестопалова. Впрочем, скорее, это было не назначение, а выбор, сделанный с учетом доброй воли, прежде всего самих местных жителей - как работающих, так и пенсионеров, которым также не безразлична судьба родного хозяйства. Василия Ивановича в Апанасенковском знают хорошо - он работал заместителем председателя в соседней «Родине».
Ностальгия по колхозу, или «Волчьи» времена
Как только Василий Шестопалов принял бразды правления, первым делом стал думать, как жить дальше, чтобы, самое главное, не обидеть людей – и нынешних, и бывших работников. Как и полагается, заключил договоры. В том числе – аренды земельных долей. Среди дольщиков только пенсионеров более 400.
Так вот, согласно документам ежегодно пайщикам причитается пять процентов собранного урожая. Тогда, в 2002-м, это всех устроило: «гвардейцы» получили 21 тысячу тонн хлеба. В этом году – всего лишь девять тысяч. Естественно, уменьшился «кусок» каравая пайщиков. Это и стало основной причиной недовольства бывших колхозников. За поддержкой они обратились к депутату Государственной Думы РФ Анатолию Куликову, а затем провели митинг, на котором выплеснули эмоции, высказав «свою правду» в отношении всего происходящего в хозяйстве.
Так, по мнению А. Капшука, долгие годы проработавшего в колхозе зоотехником, банкротство «Гвардейца» было преднамеренным, а оценка – явно заниженной. Бывшая ревизор Н. Поправко считает неправомерным лишение ветеранов-колхозников права голоса на всех собраниях: тем самым их отлучили от какого бы то ни было участия в судьбе и делах хозяйства. По убеждению Нелли Васильевны, и выделение земли проведено с нарушением.
- А недавно, - продолжает она, - мы получили уведомления на уплату земельного налога. Хотя за аренду, как известно, платит арендатор. И почему-то для нас этот налог определен в 215 рублей, тогда как в соседнем селе Рагули – 179 рублей. Это что же получается: у нас лишняя земля, или платим, как говорится, за мертвые души?
Все вопросы, прозвучавшие на митинге, в этот же день я задала генеральному директору ООО СП «Гвардеец» В. Шестопалову.
Как выяснилось, никто не лишал пайщиков права голоса на собраниях, как говорится, по злому умыслу. В соответствии с Законом «О сельскохозяйственной кооперации» так называемые ассоциированные члены хозяйства, иными словами пенсионеры, бывшие работники, владеющие имущественными паями, не обладают правом голоса на общем собрании СПК.
Сразу же после введения процедуры внешнего управления группа дольщиков затребовала свои земельные паи. Однако некоторые из них вскоре вновь вернули землю под «крыло» сельхозпредприятия. Остальные же потребовали выделить им наделы единым массивом, причем в центре угодий хозяйства. Но общее собрание собственников земельных долей, которое по закону является правомерным в решении подобных вопросов, отводит им другое место, что пайщики расценили как ущемление своих прав. Созданная специально для проверки поступившего сигнала комиссия министерства сельского хозяйства СК никаких нарушений закона не обнаружила.
Уведомления об уплате земельного налога, которые бывшие колхозники получили несколько дней назад, рассылает не хозяйство, а межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам РФ по Ставропольскому краю. Она же устанавливает и размер налога. В связи с тем, что инспекция требует строгой и конкретной отчетности, каждый собственник платит налог самостоятельно. Зато при предъявлении соответствующей квитанции об уплате буквально в этот же день в кассе хозяйства любой желающий может получить потраченные финансы обратно. Но, как пояснила главный бухгалтер «Гвардейца» Г. Гатиятулина, за этими деньгами почему-то пока мало кто приходит.
И, наконец, о самом болезненном – преднамеренном банкротстве хозяйства. По старому Закону «О несостоятельности (банкротстве)», если сумма долга превышает 50 тысяч рублей, есть все основания признать сельхозпредприятие банкротом. Долги же «Гвардейца» в то время составляли 25 млн. рублей.
…Казалось бы, на все вопросы ответы получены. И все же не покидает чувство некоего сострадания к людям, 35-40 лет своей жизни отдавшим родному хозяйству. Бесспорно, в их «счастливом колхозном прошлом» было намного уютнее и благополучнее. Пенсионеры обладали правом голоса на собраниях («поговорили – и забыли»). Во время уборки можно было почти в открытую «позаимствовать» на поле ведро-другое хлебушка («колхозное – значит мое»). Сегодня же такой возможности нет. «Какие-то волчьи времена наступили. В эту уборку на каждом шагу охранников с автоматами пона-ставили», - заметил один из участников митинга.
«Тягачи» для банкротов
Кстати, к помощи вооруженной охраны на полях прибегают и в других хозяйствах края. Мера эта вынужденная и необходимая. Тем более для сельхозпредприятия, только-только начавшего оправляться от сложных финансовых потрясений и постепенно становиться на ноги. Как сказал начальник райсельхоз-управления Николай Чепурной, пока в Апанасенковском районе это единственный случай, когда хозяйство возрождается из пепла, причем с малыми потерями.
По словам арбитражного управляющего «Гвардейца» Александра Жиденко, время, отведенное на процедуру внешнего управления, было заметно сокращено. Уже 21 августа с. г. в краевой арбитражный суд поступило заявление о прекращении данной процедуры и переходе к расчетам с кредиторами. Вместо отведенных по закону 18 месяцев в хозяйстве успешно справились с внешним управлением за шесть. Специалисты территориального органа по финансовому оздоровлению и банкротству по Ставропольскому краю подобных случаев за последнее время в крае не припомнили вовсе.
Несмотря на то, что в «Гвардейце» в свое время была введена процедура банкротства, сегодня здесь нет ни одного признака «смерти» - массовых разрушений и варварского разграбления всего и вся, как это часто бывает в подобных ситуациях. Уцелела техника, более того, куплена новая: два трактора «К-700», 20 сеялок, 14 культиваторов. Учредитель «Гвардейца» – «Северо-Кавказский Агрохим» – вложил в дело уже более 40 млн. рублей. «Расправились» с 40 кредиторами, остались еще три. А самое главное - сохранены рабочие места. Более того, люди наконец-то увидели живые деньги: зарплату в хозяйстве не платили несколько лет. К тому же нынешнее руководство погасило и накопившуюся задолженность по ней.
Возникшее противостояние между руководством предприятия и пенсионерами рабочие и специалисты особо близко к сердцу не принимают.
- А что нам митинговать: работа есть, зарплата тоже, - коротко заметил один из лучших механизаторов «Гвардейца» Виталий Дрогайло, получивший, кстати, по итогам месяца 6 тысяч рублей.
Сегодня можно уже точно сказать, что хозяйство преодолело критическую черту и уверенно развивается. По мнению заместителя министра сельского хозяйства СК В. Лозового, примеров, когда после введения в сельхозпредприятии процедуры банкротства на нем удается сохранить и штат, и материально-техническую базу, в крае пока единицы.
- Министерство сельского хозяйства края стоит на том, чтобы любыми способами сберечь сельхозпредприятия, - говорит Василий Иванович. – Мы стараемся привлекать к сотрудничеству тех инвесторов, которые заработали на рынке безукоризненную репутацию, создали положительный имидж, действуют не «черными схемами», а открытыми налоговыми отчетами, у которых есть серьезные финансовые средства. Инвесторам-«тягачам», пожелавшим взять «на буксир» умирающие хозяйства, и впредь будем оказывать всяческое содействие.
Посеять будущее
И хотя страсти в «Гвардейце» не утихают (бывшие колхозники намерены обращаться в Генеральную прокуратуру, так как районная и краевые проверки никаких нарушений в деятельности руководства и инвесторов не выявили), дела в хозяйстве идут своим чередом. Начался осенний сев. Как рассказал В. Шестопалов, подготовились к нему основательно. Закупили крупную партию удобрений, семенной материал, причем элиту. Раньше в лучшем случае закладывали в почву семена «без роду и племени», в худшем - землю и вовсе не обрабатывали. В этом году посевной клин будет увеличен вдвое.
Готовятся к зимовке. Удалось сохранить все овцепоголовье – более 12 тысяч племенных животных. Недаром за хозяйством остается титул племзавода. Вкладывают деньги также в молочный и мясной крупный рогатый скот. Налегают на переработку и даже бытовое обслуживание - открыли цех по пошиву одежды. Словом, думают о завтрашнем дне.
- Если бы мы пошли другим путем – минуя продажу хозяйства учредителям, «Гвардейца» сейчас попросту не существовало бы, - уверен Василий Иванович. - Обратной дороги у нас нет…