Притесняют? Оторвать голову!
Представители госвласти и ученые мужи со всего Юга России собрались в прошлую пятницу в актовом зале Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы.
Первым прозвучал доклад заместителя полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Н. Слепцова. Прежде всего Николай Степанович отметил, что хотя реакция федерального центра на те вызовы национализма и открытого сепаратизма, что потрясали страну в последнее десятилетие ХХ века, не всегда была адекватна, в целом Концепция национальной политики РФ образца 1996 года выдержала испытание. Но ныне обстановка в стране уже иная, и, по мнению президента РФ В. Путина, настала пора обновить концепцию.
Докладчик утверждает, что сейчас межнациональные отношения на Юге России стабилизировались. Действительно, если вывести за скобки Чечню, то в регионе на сегодняшний день нет ни одного открытого противостояния на этнической почве. Существенно продвинулся процесс урегулирования осетино – ингушского конфликта. И хотя между сторонами остаются противоречия, их стараются разрешить цивилизованными методами. Даже в Чеченской Республике, где столько лет насаждались идеи сепаратизма, ныне набирают обороты нормальные политические процессы. Прошедший референдум показал: подавляющее большинство населения видит свое будущее в составе России.
И тем не менее сфера межнациональных отношений в Российской Федерации сохраняет повышенную конфликтогенность. Продолжается отток русского населения практически из всех республик Северного Кавказа. Есть факты давления на руководителей предприятий по национальному признаку, в том числе и с использованием силовых структур. Русским устраивают внеплановые проверки, предвзято оценивают результаты их деятельности. Русской молодежи чинят всевозможные препятствия при поступлении в вузы на бюджетные места, в трудоустройстве. Не видя перспективы, многие уезжают. А ведь именно русские всегда были стабилизирующим фактором в этом регионе.
Обостряет межнациональные отношения не только нелегальная внешняя миграция, но и внутренняя. Приток переселенцев из республик Северного Кавказа в Ставропольский край, Ростовскую и Волгоградскую области усилил давление на рынок труда, обострил и без того жесткую конкуренцию. На местах пытаются ограничить миграцию, принимают собственные законодательные акты, но они, как правило, противоречат федеральному законодательству.
Министр Российской Федерации В. Зорин, координирующий деятельность 21 министерства и ведомства РФ в области национальной политики, заявил, что он готов подписаться под каждым словом доклада. Тем не менее в его выступлении прозвучали и новые нотки. В частности, Владимир Юрьевич обратил внимание, что если политизация этнических отношений в последнее время снижается, то конфессиональных - наоборот, возрастает. Другая важная мысль, к которой министр вновь и вновь возвращался, – рост бытового национализма, ксенофобия, мигрантофобия. Явно обозначилась проблема взаимоотношений выходцев с Юга с местным населением в Центральной России, на Урале, в Сибири. Так, в Новосибирске сейчас начался судебный процесс над девятью местными парнями в возрасте от 16 до 25 лет, которые систематически избивали таджиков, узбеков и других выходцев из среднеазиатских республик. Подобные факты имеют место и в других регионах, но судьи крайне неохотно берутся рассматривать такого рода дела. Есть опасность исламофобии. Хотя кому, как не России, следует подавать пример сотрудничества различных конфессий. Ведь мы веками жили на одной земле в мире и добрососедстве.
Размеренную атмосферу научного симпозиума первым нарушил председатель Законодательного собрания Краснодарского края В. Бекетов. Он без обиняков заявил, что прежде чем судить русских, государство должно сначала их защитить. Пусть кто-нибудь попробует обидеть немца или американца. Государство тотчас вступится. К тому же в цивилизованных странах создают условия для возвращения в страну лиц титульной нации. А у нас после распада СССР миллионы русских бросили на произвол судьбы. Националисты в бывших республиках Союза – в том же Таджикистане, Киргизии, Туркмении - притесняют их, а Российская Федерация молчит. Понятно, что на бытовом уровне у русских в России возникла ответная реакция.
Но главное, на мой взгляд, в том, что Владимир Андреевич четко обозначил корень проблемы межнациональных конфликтов в нашей стране и способ ее решения. Он рассказал, как много лет руководил районом, где были и греческие, и эстонские, и немецкие поселения, проживали люди многих национальностей. Но пока центральная власть была сильна, никому и в голову не приходило обострять межнациональные отношения. Однако стоило ей пошатнуться, стоило появиться в районе мигрантам из зоны азербайджано-армянского конфликта, и жители района стали делиться на русских и нерусских.
- Мы все – и русские, и нерусские - можем жить в мире, дружбе и согласии на одной земле. Но только при условии, что будет крепкая власть федерального центра. Незаконно притесняют выходца с Кавказа в Центральной России – оторвать за это голову. Однако и в национальных республиках, где притесняют русских, должны поступать точно так же.
Здесь сделаем небольшое отступление. Четко сформулированная государственная задача, целенаправленная планомерная идеологическая работа позволили полностью изжить расизм в США и юдофобию в Германии. Как заметил в своем выступлении В. Зорин, если вы, будучи в гостях в немецкой семье, расскажете анекдот на еврейскую тему, вас в этот дом больше не пригласят. Но в этих и в большинстве других европейских стран давно уже сформировалось гражданское общество. У россиян же исторически сложился совсем иной тип мышления. Для большинства личная гражданская ответственность, активная жизненная позиция – не более чем пустой звук. Им куда ближе и понятнее «вера в доброго царя». Да и очень уж разнородно российское общество: и по культуре, и по темпераменту, традициям, образу мыслей, системе ценностей. Шутка ли: по предварительным итогам переписи населения, в Российской Федерации проживают 170 национальностей и 25 крупных субэтносов. По этой причине, а также вследствие того, что демократия в нашей стране, увы, еще не состоялась, в обществе все более нарастает тяга к жест-кой авторитарной власти, которая бы командно – административными мерами навела порядок, в том числе и в межнациональных отношениях. И популярность В. Путина во многом объясняется его стремлением восстановить «вертикаль власти». Но как это сделать в стране, где после устроенного Б. Ельциным «парада суверенитетов» появилась добрая дюжина президентов, немыслимое количество парламентов и министерств? Похоже, В. Путин избрал проверенный путь, от которого России не уйти.