00:00, 11 сентября 2003 года

Когда оживают куклы

- Я подумал, что неплохо бы вырезать этакого отменного деревянного человечка. Но это должен быть удивительный деревянный человечек, способный плясать, фехтовать, кувыркаться в воздухе. С этим деревянным человечком я пошел бы по белу свету и зарабатывал бы себе на кусок хлеба и стаканчик вина. Что вы на это скажете? К. КОЛЛОДИ. Приключения Пиноккио.

Карло Коллоди, написавший удивительную книжку о приключениях деревянного человечка, знал, несомненно, один великий секрет. Вдохнуть жизнь в свое детище, заставить его смеяться и плакать, говорить, думать и сопереживать может только настоящий мастер, вложивший в свое изделие душу, сердце и огромную любовь. Эти мысли приходят в голову в мастерской Раисы Дубининой - художника-оформителя и руководителя кукольного кружка при Центре культуры и досуга села Летняя Ставка. Кажется, только дай повод, и все ее рукотворные куклы, и люди, и животные - заговорят, заспорят, засмеются.

Все у нее здесь по-настоящему, по-театральному. Подвешенные на гвоздиках, отдыхают и ждут своего звездного часа - выхода на сцену - многочисленные персонажи детских сказок: дядя Степа-милиционер, старик со старухою, три поросенка и кот с волком, петушок с косой, а рядом куклы-марионетки - большие, подвижные, мастерски изготовленные из самых бросовых материалов. Телепередача «Пока все дома» со своими «Очумелыми ручками» здесь просто «отдыхает». Пластиковые бутылки Раиса Дорофеевна использует как основу для создания кукол-марионеток. Любопытно наблюдать, как на проволочный или веревочный каркас наращивается «тело» из пластика, как скрепляются суставы, как появляется прозрачный «череп» с подвижной челюстью.

Потом начинается самое интересное - мастер как бы одушевляет куклу. У нее появляется лицо, покрывается краской и закрепляется лаком, «отрастает» шевелюра, шьется одежда. Еще несколько прикосновений - и перед вами доброе простоватое лицо старушки, забавные мордочки поросят, ярко выраженное южное, горбоносое и пучеглазое лицо цыганки, проказливые рожицы обезьянок. Дело сделано. Актеры театра кукол получили характеры и вот-вот оживут.

Раиса Дорофеевна за работой похожа одновременно на девочку, играющую в куклы, и на взрослого придирчивого профессионала, оценивающего дело рук своих как бы со стороны. Иногда она долго мучается, прежде чем придумает какой-либо узел конструкции, - ведь куклы изготавливаются не по чертежам и описаниям, а путем проб и ошибок (очень уж мало специальной литературы).

- Ну как это бывает обычно? - рассказывает Раиса Дорофеевна. - Возьмешь материал в руки, начинаешь вертеть - как бы его приспособить, чтобы задуманное удалось. Это как в шитье - не понравилось изделие, ты его распорешь и шьешь заново, пока правильно не получится то, что надо. Я сорок раз переделывать буду, пока не получится необходимое.

Добровольные помощники приносят ей различные, иной раз совершено неожиданные материалы, стеклянную, в висюльках, люстру, например. Большая часть стекляшек пригодилась ей при создании цыганки Азы. Отменные получились монисты и браслеты. У Азы настоящие смоляные кудри, огромные серьги, пышный наряд. Предполагается, что новая марионетка будет «работать» с живыми актерами, для которых уже готовы цыганские костюмы.

Гордость Раисы Дорофеевны – марионетки-обезьянки: мама Зина и два ее ребенка - Маша и Степаша, которых она мастерила в течение целого года. Маму Зину водят по сцене два артиста - у нее человеческие руки и ноги - поэтому она подвижна и убедительна, детки ей под стать - озорные, шустрые. Двух аистят Раиса Дорофеевна смастерила из пластиковых бутылок, отделала мишурой. Когда они грациозно вышагивают по сцене, так и ждешь, что зазвучит музыка «Лебединого озера». Она и сценарии сама пишет. Да не простые, а в стихах. Детям так легче заучивать.

Конечно же, вся ее труппа кукловодов - мальчишек и девчонок - жаждет получить роль. Не так мал кружок, но ролей всем не хватает. Вот поэтому придумала Раиса Дорофеевна выводить одних своих питомцев с куклами за ширмой, других одновременно с марионетками перед нею, а на авансцену - живых исполнителей. Не знаю, как у профессионалов называется такой прием, но он, несомненно, имеет успех. Дети-зрители, воспитанники детсадов, приняли марионеток за живых героев, кричали от восторга и спрашивали, откуда обезьян привезли.

В репертуаре кукольного кружка постановки сказок «Приключения Петрушки», «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Зайкина избушка». С марионетками выступают обычно на концертах. Раиса Дорофеевна с гордостью говорит о ребятах, они все у нее способные, усидчивые, талантливые - Джамал Бугдаев, Андрей Костяров, Ксюша Семенова, Султановы Роза и Ермек, Настя Щербак, Алина Хусаинова.

С удовольствием вспоминает тех, кто уже «вырос» из кружка: Юлю Капустянову, Лену Дубинину, сестер Давлетовых - Дилару, Эльвиру и Эльмиру. Возможно, они и не будут зарабатывать на жизнь творчеством, но соприкосновение с прекрасным миром искусства наверняка наложило добрый отпечаток на их души.

Подходят после спектакля к Р. Дубининой родители малышей, благодарят. Актеры тоже получают огромное моральное удовлетворение. Цена билета на спектакль чисто символическая, так что о материальном говорить не приходится. Спасибо директору ЦКиД В. Хожбекян - поддерживает кружок, выделяя на приобретение материалов некоторые средства. А лично для себя? Судите сами: зарплата Раисы Дорофеевны - 1270 рублей. Впрочем, артисты во все времена не отличались достатком.

- Я прихожу на работу, - говорит Раиса Дорофеевна, - чтобы отвести душу. Я получаю от нее огромное духовное удовлетворение.

Этими словами бы и закончить. Но вот интересно, как у медсестры по образованию появилась такая тяга к искусству? Много-много лет назад маленькая Рая - одна из 10 детей в семье - взяла в руки лоскутки ткани и, как она говорит, «начала вертеть». В итоге появилась тряпичная кукла, для которой потом была изобретена одежка, построены домик и мебель.

В четвертом классе она впервые перерисовала картинку из учебника «по квадратикам». Руки все время искали работу. Появились поделки - картины, настенные панно, игрушки, изобретательные новогодние костюмы. Но стала медиком. Позже поступила в заочный Московский университет народного творчества, год отучилась, но пришлось по семейным обстоятельствам учебу оставить.

В Новоалександровском районе она 20 лет проработала медсестрой и воспитателем в детском саду. Здесь-то все ее умения и пригодились. Переехав в Летнюю Ставку 10 лет назад, пошла в Дом пионеров, где вела кружок прикладного искусства. Три года в Центре культуры и досуга. Здесь, понимая самобытность мастера, ее поддерживают. Хотя, на мой взгляд, не так, как должно. Нет необходимой материальной базы, все держится на том, что находят дети и она сама, да на ее несокрушимом оптимизме. Часто подводит старенький переносной магнитофон. «Вот бы кто-нибудь новый подарил», - мечтают кружковцы, болея за свой маленький театр.

- Воспитательный момент присутствует в каждом спектакле, - говорит Р. Дубинина. - Сто раз поругаешь малыша за непослушание, а он не услышит. Но нравоучение из уст сказочного персонажа сразу «попадает в десятку». Дети ведь наивны и готовы верить в чудо. Нам только нужно их не обмануть, не переиграть. Дети бесхитростны и добры. Они приходят ко мне, чтобы учиться, овладеть творчеством, но и тепла от меня ждут. Некоторые, бывало, вздрагивают, когда я их, по своему обыкновению, «ласточками» и «солнышками» называю, потом привыкают, лица светлеют, когда так говорю. И я рада этому. Я помогаю им хоть немного самореализоваться. Они, может быть, никогда не станут художниками, но хорошими людьми будут. Непременно.

с. Летняя Ставка