00:00, 30 августа 2003 года

Василий Лановой: "России нужны Павки Корчагины!"

К сожалению, у нас сейчас практически нет отечественного кино, а потому мы лишены возможности видеть признанных кумиров на экране – большом экране. Зато иногда видим на экране телевизионном, например, недавно Василий Лановой участвовал в передаче «Культурная революция», где очень горячо, эмоционально защищал русских офицеров. И чувствовалось, что для него эта тема важна и близка отнюдь не только в связи с ролями военных, которых в творческом арсенале артиста было немало. Вопросы чести, мужества, благородного служения Отечеству задевают его как человека, как гражданина. Хотя для нас, зрителей, он прежде всего ассоциируется с замечательным Иваном Вараввой из давно уже ставшего культовым фильма «Офицеры»…

Дело не в «Офицерах», вернее, не только в офицерах. Тут шире. Дело – в достоинстве любого русского человека. Понимаете, сказать, что офицеры или там металлурги, люди любой другой профессии потеряли свои традиции – это значит ничего не понимать в том, что происходит сегодня, - кому-то эти слова в устах артиста могут показаться слишком категоричными, но такова уж манера Ланового выражать собственную позицию: жестковато-прямолинейно, безапелляционно, а главное – уверенно. То есть это не позерство, присущее человеку сцены, это – хорошо продуманные собственные мысли. И не просто продуманные, а пережитые сердцем, выстраданные. Недаром он как-то сказал еще одну суровую фразу: «Мы живем в страшной ситуации». Когда я напомнила ее Василию Семеновичу, комментарий последовал не менее жесткий и четкий:

- Мы все знаем, что с 91-го года шло запланированное разрушение всего русского. Государство кинуло культуру, литературу, образование, экономику, в конце концов армию… Структуры важнейшие были брошены. Такое ощущение, как будто было нужно кому-то, чтобы все это пустили под откос!.. Что же страшнее может быть для страны?

На той же телепередаче по поводу офицеров и армии высказывался, между прочим, и писатель Василий Аксенов. Тот, по чьему сценарию когда-то был поставлен фильм «Коллеги», а Василий Лановой играл там одного из трех главных героев – молодых врачей. Интересно все-таки распоряжается жизнь: два талантливых представителя одного поколения начинали не просто в одних условиях, а рядом, потом судьбы их разошлись едва ли не диаметрально. Кто выиграл в итоге? По-моему, все же любимец народа Лановой, не утративший смысла жизни даже в последнее, грубо ломавшее людей десятилетие. А как сам он об этом думает – кто из них выбрал более правильную дорогу?

- Каждый сам выбирает свой путь. Аксенов выбрал свой. Уехав в Америку. И тем не менее вернулся… Значит, понимает, что не он выбрал правильный путь. И не он один. А потом многие возвращаются, потому что слишком другой у нас менталитет, и там приходится отказывать себе слишком во многом, задевающем родное, национальное. И что мы видим? Михаил Козаков – где он был и где сейчас? Где тот же Аксенов?.. Вообще, знаете, я бы никого не пускал обратно! Уехали – и все, извините, ребята…

Сурово, скажете? Но ведь честно и очень искренне. К тому же человек судит о своем поколении, о людях, которых хорошо знает, и имеет такое право. Кстати, сам Лановой бессменно 48 лет так же всей душой предан одной сцене – театру имени Вахтангова, где и сегодня с присущим ему блеском играет в нескольких спектаклях. Называет две «дивные», как он выражается, роли – в «Милом лжеце» Б. Шоу и «Посвящении Еве» Э. Шмидта. Репетирует еще одну. Кроме того, заведует кафедрой художественного слова в театральном институте. Активно концертирует. И, как мы убедились, успевает ездить по стране. Не так давно навещал другого народного любимца – поэта Расула Гамзатова.

О чем бы ни зашел разговор, Лановой явно склонен к обобщениям, не всегда радостным, но тут уж ничего не поделаешь. Се ля ви… На замечание о том, что все-таки актерство сегодня по своему уровню то ли деградирует, то ли девальвируется, выдает обиженно-запальчивую отповедь:

- Да разве только актерство?! Я вам назову массу других профессий, в которых налицо деградация. Этого не могло не случиться после того, что сделали со страной. Это естественно в такой ситуации, более того, пошло сознательно направленное грубое насаждение западной культуры, в частности, западного кинематографа с его дурацкими жестокостями, бездушием, абсолютно не соответствующими русскому человеку и его пониманию искусства.

В день, когда состоялась наша беседа, Василий Лановой участвовал в церемонии награждения лучших представителей среднего и малого бизнеса Ставрополья. На сцену кинозала Дворца культуры и спорта профсоюзов поднимались люди в большинстве своем очень скромные, трудолюбивые, не претендующие на элитарность, а просто добросовестно делающие конкретное дело. Они, как отмечалось, активно поднимают отечественное производство, работают на страну, а не только на свой карман. И вот им, этим людям, тоже ведь предлагается сегодня эта западная «культура». Нет ли тут противоречия: с одной стороны, нам говорят – надо поднимать Россию, а с другой – в своей стране свое, русское, с трудом пробивает дорогу. Что делать?

Сопротивляться, полагает Василий Семенович:

- Не принимать чуждое! Когда я вижу эту западную телевизионную чушь, я выключаю телевизор! Мне это неинтересно… Ну, мы-то ладно, нас не переделаешь, а вот молодежь жалко, уже целое поколение на этом барахле выросло. Вот в чем трагедия страны, трагедия пока, может, не видная, но в будущем чем-то это аукнется…

В начале 90-х Лановой остро переживал трагедию СССР, коснувшуюся и его семьи: его корни – на Украине, в одночасье ставшей «заграницей». Теперь все реже доводится бывать в родном селе под Винницей, а если случается, становится горько от настоящей бедности и запустения. Василий Семенович называет тамошнюю жизнь «средневековьем». С гораздо большим воодушевлением готов говорить о делах творческих. О том, как всегда старался сниматься в качественных фильмах, наверное, потому больше всего и выпало на его долю экранизаций. И каких экранизаций! Чего стоит еще студенческих лет работа над образом Павла Корчагина. До сих пор лицо юного Ланового остается лицом легендарного Павки, хотя были потом и другие киноверсии романа Н. Островского. Между прочим, студент Лановой получил тогда строгий выговор за нарушение приказа ректора: во время учебы - никаких съемок… В последние годы находится немало желающих поиронизировать над этим символом советской романтики: дескать, ну как теперь Корчагин?

- Еще и ехидно улыбаются при этом! А я им говорю: Павка для меня теперь еще дороже стал, чем был раньше! Потому что дай вам Бог, чтобы ваши дети и внуки хоть во что-нибудь верили так, как верил Павка Корчагин!

- А вот в Китае уже в наши дни снимают свой фильм «Как закалялась сталь». Отчего такой интерес?

- Конечно, это не случайность. Знаю, потому что они приглашали меня в качестве консультанта. Этот народ не отказался от своей идеологии, но он ее расширил, смягчил, я бы сказал – он ее очеловечил! У них сегодня нет того максимализма, который был в нашей идеологии. А мой Павка Корчагин в Китае принимался на «ура». Потому что им это близко, у них есть свои Корчагины. И они считают необходимым донести это до народа, воспитывать его на таких примерах, а не на дешевых примерах западных кретинов, только и знающих стрелять да убивать.

- Василий Семенович, а могут ли в России быть Павки Корчагины в наше время?

Лановой, не задумываясь ни на секунду:

- Обязательно! Непременно! И они есть, взять хотя бы лучшую часть того же офицерства, людей, воспитанных на понимании добра. Знаете, эти люди отнюдь не собираются вилизывать нынешних дебилов, якобы чего-то «добившихся»… Нет, глядя на них, я думаю: еще не вечер!..

С осторожным оптимизмом оценивает Василий Лановой наметившиеся добрые перемены в российском кино, которое, по его мнению, потихонечку начинает вылезать из пропасти. Появляются картины, которые «можно смотреть и даже гордиться». Например, высоко оценивает он фильм «Звезда» по повести Казакевича. Словом, начинает оживать кино, соответствующее нашему пониманию жизни. Какому? Лановой рекомендует читать… Библию. Будучи атеистом, бережно хранит в душе те впитанные с молоком матери христианские ценности, в коих видит основы нравственности вообще – и для верующих, и для неверующих. А вот наблюдаемый массовый «поход» в церковь ему не очень по душе:

- Люди идут туда часто потому, что уже ни во что не верят, потому что уже не осталось у них никаких гражданских надежд, вот и укрываются от страха грядущего, того, что ждет. А это очень плохой симптом! Государство должно всерьез озаботиться этим и проанализировать. Жизнь сегодня непростая, это и данность нашего времени, и результат того, что мы натворили за последние пятнадцать лет. Я думаю, государство все же отдает себе отчет, какая страшная вещь – нестабильность, недаром первое, о чем сейчас часто говорит и президент, - надо дать обществу передышку, нужна стабильность. Остальное все соберется, все вернется на круги своя… Наверное, можно было все это и предположить, когда начинались эти реформы. Такие - необдуманные абсолютно. И до сих пор непонятно, что это за реформы и в каком они состоянии. Знаете, у нас на Украине прежде чем «чоловик начинае шось перероблять, вин спочатку строит хату нову, а потим зносит стару»! А если снести старую «хату», и неизвестно, что будет дальше, - это просто идиотизм.

Сам Василий Семенович «спасается» от этого «идиотизма» чтением столь любимой им русской классики, во-первых, и вообще талантливой литературы мировой, во-вторых. Спорта сейчас в его расписании стало меньше (раньше серьезно занимался волейболом), хотя старается по возможности хотя бы пробежаться на даче. Но времени на все не хватает. Тем не менее, готовясь в предстоящем январе отметить 70-летие, актер совсем не выглядит «пенсионером». В Ставрополе бодро переносил августовский зной, без видимой усталости общался с десятками людей, много шутил, словом, являл собой наглядный образец истинного кумира. Как хорошо, однако, что они у нас еще есть, такие «наши» кумиры.