00:00, 30 августа 2003 года

Экзамен со многими неизвестными

Ставропольский край в эксперименте не участвовал. С одной стороны, это, возможно, имеет положительные стороны. Эксперимент - дело сложное, зачастую стоящее переживаний. В результате «неучастия» нервы ставропольских работников образования, школьников и их родителей не подвергались ряду испытаний. Это не они бросались к Интернету, где накануне экзаменов на многих сайтах вывешивались фиктивные тесты, или, как их называют в России, контрольно-измерительные материалы – КИМы, и ответы на них. Это не у нас, а в Пскове в этом году детям при проведении ЕГЭ по химии не сообщили, что они могут пользоваться калькуляторами, чем снизили показатели (во Всероссийском центре тестирования результаты пришлось пересчитывать). Это не в нашем крае, а в Якутии забыли вовремя отправить в Центр результаты проверки части

С тестов. И не наши выпускники получили в этом году КИМы по русскому языку с ошибкой, которую авторы-составители обнаружили через две недели после проведения экзамена...

Но есть и отрицательные стороны. В образовании края теперь должны полагаться на чужой опыт проведения Единого госэкзамена, не имея собственного. Для того чтобы подготовиться к нему, в сущности, осталось два учебных года. И если на уровне эксперимента выпускники, будучи недовольны результатами ЕГЭ, имели право пересдать экзамены и в школе, и в вузе традиционным образом, то в 2005 году такой возможности, судя по всему, не будет: приемные комиссии высших учебных заведений должны распустить, как и школьные. Поэтому важно, что будет сделано в этом направлении за оставшееся время. Актуально это не только на Ставрополье, но и по всей России, недаром так много внимания организации и проведению ЕГЭ уделяют Министерство образования России, министр образования РФ Владимир Филиппов.

Уроки ЕГЭ

Выступавший недавно на пресс-конференции в Интернете В. Филиппов среди итогов Единого госэкзамена назвал более объективную оценку работы общеобразовательных учебных заведений. Результаты, впрочем, оказались не слишком утешительными. Из сдававших ЕГЭ по математике 54,8 процента выпускников получили двойки и тройки (в пересчете на школьную оценочную шкалу). По литературе двоек и троек - 56,3 процента. Неудивительно поэтому, что другой чиновник высокого ранга, первый заместитель министра образования РФ и куратор эксперимента Виктор Болотов определил круг потенциальных недоброжелателей ЕГЭ из следующих групп. Родители медалистов; родители сельских школьников - на селе к поступлению в вуз подготовиться труднее, чем в городе; родители детей из престижных школ, которые в сегодняшней ситуации еще до вступительных экзаменов могут считать себя студентами. Еще одна категория «группы риска» учителя - они опасаются использования результатов ЕГЭ во время своей профессиональной аттестации. p5 «Многие родители волнуются: как это все будет? Рассказываем. Ребята, сдавшие пять экзаменов (два обязательных и три по выбору), направят свои данные (по почте, по факсу, по электронной почте) в любые вузы страны. Вузы, получив эти данные, введут их в компьютер. После этого вся информация попадет на общероссийский портал, где можно будет найти все вузы, число бесплатных бюджетных мест в них, фамилии абитуриентов и их баллы. Красная черта разделит тех, кто на данный момент времени попадает на бесплатные места, и тех, кто сейчас на них не проходит по конкурсу. Ситуация будет меняться весь июль, пока вузы будут принимать результаты ЕГЭ. 31 июля наступит «час -Х» – вузы подведут итоги, остановят прием сертификатов, сообщат о результатах ребятам. Кто-то будет учиться бесплатно, кто-то может доплатить за учебу, кого-то не возьмут в этом году вовсе. Тогда ЕГЭ придется пересдавать на следующий год». Из выступления министра образования РФ В. Филиппова на Интернет- пресс-конференции.

Другой вывод, сделанный тем же В. Болотовым: информационная безопасность при проведении Единого госэкзамена пока хромает, надежно защитить экзаменационные материалы не удается. Среди вброшенных в Интернет ложных вариантов попадались и верные. Кое-какие махинации навострились делать в экспериментальных регионах. В частности, при проверке варианта С тестов, который рассматривается и оценивается на местах.

Из уроков эксперимента также - несовершенность сегодняшних КИМов. Пока непонятно, что с их помощью можно проверить: способности к обучению или только память. Многие тесты громоздки, попадаются случайные вопросы, вроде следующего из экзамена по литературе: «В каком произведении Аннушка разлила подсолнечное масло - в «Поднятой целине» Шолохова или «Мастере и Маргарите» Булгакова?». Ну и зачем это?..

Следующий вывод особенно важен для регионов, которые в эксперименте по ЕГЭ не участвуют. Чтобы тестирование не вызывало ненужного напряжения у выпускника, он должен не менее двух лет тренироваться в работе с тестами, а также в заполнении специальных бланков, используемых на экзамене.

И, само собой, в экспериментальных регионах федеральные власти сделали все необходимое, чтобы обеспечить сферу образования средствами электронной связи, транспортом для подвоза ребят. Как это будет выглядеть, когда экзамен станет обязательным для всех, пока не ясно. p5 «В ходе ЕГЭ определен средний тестовый балл учеников из образовательных учреждений разных форм собственности. Выше всего он оказался у выпускников негосударственных образовательных учреждений – 61 при 50 желательных. Интересно, что русский язык, математику, биологию, иностранный язык и литературу девочки по всей России сдавали в среднем лучше мальчиков. Слабый пол лидирует и в командном зачете: средний балл ЕГЭ у девочек – 51, у мальчиков – 48,7».Газета «Первое сентября», 16 августа 2003 года.

Будем готовы?

С этим вопросом я пришла в министерство образования Ставропольского края. Ответить на него согласились заместители министра образования СК Алексей Павлищев и Леонид Харченко, а также начальник отдела общего образования Оксана Романенко. Вот что удалось уяснить. К Единому госэкзамену в краевом министерстве относятся положительно. Среди аргументов за его проведение оба замминистра отметили прозрачность и объективность оценки не только знаний выпускника, но и работы школы. Сейчас она сама учит, а на экзаменах сама себя и оценивает. Поэтому среди учебных заведений есть имеющие дутую репутацию. ЕГЭ может поставить все на свои места. Кроме того, экзамены не следует отрывать от других моментов модернизации образования. Что ни говори, а ЕГЭ является инструментом для поступления в вуз. Его введение ускорит профилизацию среднего образования. Ученики будут искать такую школу, которая даст им углубленные знания по профилирующим в вузе предметам. Поэтому отработка моделей профильной школы становится самой насущной задачей. В этом направлении немало делается в крае. У нас есть лицеи и гимназии с серьезным опытом профильного обучения. Создаются специальные школы в сельской местности. Идет, например, эксперимент в Новоалександровском районе. Территория разделена на четыре зоны, в каждой определена базовая профильная школа, куда приезжают десятиклассники, чтобы углубленно изучать отдельные предметы для поступления в вуз.

По словам О. Романенко, в школах знают, как писать ЕГЭ. В течение нескольких лет популярной формой контроля знаний учеников являются тесты. КИМы широко печатаются. (Публиковала их и наша газета в рубрике «Учительская». - Л.П.).

Как известно, Ставропольский край отличается продвинутостью в области телекоммуникационных связей. В течение года будут открыты 20 ресурсных Интернет-центров в районах - деньги на это дает Международный банк реконструкции и развития. По идее, сдача единого госэкзамена может проходить именно на базе таких центров. Ожидается и подключение к Интернету ряда школ, в том числе и в первую очередь, сельских.

В ближайшее время ставропольские педагоги и управленцы образования будут пристально изучать опыт краснодарцев и ростовчан, которые уже не первый год отрабатывают проведение ЕГЭ. Модели организации экзаменов у них разные: ростовчане передали полномочия вузам, краснодарцы создали собственный независимый Центр тестирования. ЕГЭ в Краснодаре полностью выведен из-под контроля ведомства, курирует его особый сектор в правительстве. На чем остановятся у нас в крае, будет видно в дальнейшем.

И все-таки... Сопротивление новшествам - явление вполне прогнозируемое, даже естественное. Этой весной министерство образования СК собиралось проводить эксперимент, совершенно локальный, по сдаче выпускных экзаменов медалистами. Планировалось всего-навсего, чтобы письменные экзамены для них проходили не в школах, а для всех в едином помещении, выбранном в городе или районе. Сопротивление родителей, да и педагогов оказалось столь мощным, что подобный опыт решили перенести на следующий год, чтобы родительская общественность свыклась с этой мыслью. Можно себе представить, в какой обстановке пройдет ЕГЭ 2005 года, если не готовить к нему учеников, педагогов, родителей заранее. И в плане психологическом, и в отработке всех технических деталей. Время пока есть, но, с другой стороны, его уже не так много... p5 Читайте также:
Шансы Ломоносова