00:00, 8 августа 2003 года

Боевые слоны... Ставрополья

- Решив, к какому историческому периоду и какой страны обратиться в очередной раз, - рассказывает Юрий, - штудирую исторические книги, собираю информацию о деталях униформы и вооружения. Ведь как ни мала фигурка - всего три или пять сантиметров высотой, - нельзя упустить ни одной детали. Петлица размером в 1/3 миллиметра должна быть не менее различима, чем украшенные бахромой швы, узор на стоячем воротнике, кольца кольчуги или пряжки на ремнях доспехов. Только при соблюдении исторической точности деталей миниатюра считается совершенной, а ведь нужно не забывать и о пропорциях. От олова и свинца отказался в пользу специального материала - пластика. Из него можно лепить, как из пластилина, а после обжига в духовке простой газовой плиты поделка становится крепкой, как керамика…

Вот такая нехитрая, на первый взгляд, технология. Но за видимой простотой - дни упорного труда. Как признался мастер, порой над одним солдатиком ему приходилось работать несколько месяцев. Впрочем, делать одиночные фигуры Юрию уже не интересно. Миниатюрист создает масштабные композиции сражений.

Одна из последних работ называется «Схватка боевого слона Селевкидов с пехотой Птолемеев». На ней всадник и несколько воинов с сариссами (длинными копьями. – Н.Г.) атакуют огромное животное с «экипажем» на спине. Гигант ревет, топчет ногами нападающих, размахивая хоботом… Кажется, еще чуть-чуть, и композиция оживет.

- Очень сложно было сделать так, чтобы фигурки выглядели как живые, - говорит Юрий Брановский. – Пришлось изобретать новые приемы. Например, долго не мог добиться, чтобы у всадника плащ развевался на ветру. Во время лепки получалось, а вот при обжиге плащаница растекалась. Пришлось поломать голову: сначала плащ сделал из бумаги, а потом тонким слоем нанес пластику. Получилось довольно правдоподобно…

Автор также гордится соответствием костюмов, их расцветок и вооружения эпохе эллинистического востока. К примеру, убранство и экипировка боевого слона скопированы с терракотовой статуэтки, которая хранится в археологическом музее Неаполя.

Юрий Брановский рассчитывает, что его творчество будет по достоинству оценено на выставке военно-исторической миниатюры, которая пройдет осенью в Краснодаре.

* * *

Справка «СП»

Первый в мире военный устав разрабатывался с использованием… игрушечных солдатиков. Во время войны за независимость Нидерландов от испанской монархии, в ХV веке, голландский полководец Вильгем Насаутский, расставляя на полу фигурки, расписал план действия своих пикинеров и стрелков. В ХVI веке начинается массовое производство оловянных солдатиков, а с конца ХVII столетия фигурки приобретают художественно историческую точность. Их «одевают» в подлинные костюмы, появляются портреты королей и знаменитых генералов.

В то время более всего славились немецкие и итальянские работы. Нюрнбергский мастер Эрнст Генрихсен договорился с остальными производителями игрушек о размерах плоских фигурок. Высоту конной фигуры определили в 44, а пешей – в 32 миллиметра. Именно таких размеров был солдатик из сказки Андерсена.

Оловянными армиями баловались такие известные люди, как король Пруссии Фридрих Великий, император Франции Наполеон Бонапарт, а писатель - фантаст Герберт Уэллс написал книги «Игры на полу» и «Маленькие войны». В них литератор изложил правила ведения кампаний и игр с солдатиками, которые действуют до сих пор. Баталии устраиваются клубами военных миниатюристов и проходят чаще всего в Санкт-Петербурге, потому что там живут самые известные коллекционеры России. Так, в собрании М. Люшковского насчитывалось свыше 50 тысяч фигурок воинов всех времен и народов, а А. Любимова – около 20 тысяч. Порой «игрушечные» сражения длятся несколько дней.