00:00, 24 июня 2003 года

Истина одна. Дороги к ней разные

В будущем году ученические производственные бригады на Ставрополье отметят свое 50-летие. Оглядываясь назад, нельзя не отметить, что движение претерпело за эти годы трансформацию, превратившись из средства приобщения тысяч школьников к сельхозтруду в средство выживания их «альма-матер» - родных школ. Это заметно даже на примере нашего небольшого Туркменского района. Но тут уж ничего не поделаешь. Даже многие некогда крепкие экономически сельхозпредприятия района - вечные шефы школ - не сумели устоять под натиском рыночных отношений, а устоявшие прилагают героические усилия для того, чтобы вырвать у капризной погоды урожай, суметь сбыть его. До педагогики ли в этих условиях председателям сельхозкооперативов, до шефских ли своих обязательств? Вот и вышло постепенно так, что трудовое воспитание учащихся было полностью отдано в руки учителей. Им, всем известно, тоже несладко - проблем немерено. Словом, рухнули в одночасье мосты между школами и колхозами. Сразу оговорюсь, что дорожки и тропинки, образно говоря, остались. И слава Богу, потому что без поддержки сельхозпредприятий, даже слабой, школам совсем было бы туго.

Пример председателей СПК сподвиг некоторых предприимчивых директоров школ взять в аренду, а то и в собственность землю, чтобы попытаться за счет выручки от урожая поддержать школьный бюджет. Так, к примеру, в 2001 году сделало руководство Малоягурской средней школы во главе с директором Н. Петренко. Арендовав у хозяйства первоначально 37 гектаров земли, они посеяли 5200 килограммов ячменя, взятого в долг. Заместитель директора по производственному обучению, агроном по образованию И. Литовченко, взвесив все «за» и «против», рискнул посеять. Получилось. Более 20 центнеров с гектара дало школьное поле. Рассчитались с долгами, уплатили за сельхозработы, уборку. В школе появились свободные деньги. Школьный автобус «обули» в новые скаты, заготовили семенной материал - 157 центнеров ячменя. Успех окрылил. Теперь у школы уже 102 га. Без преувеличения, на целый год обеспечили нормальную жизнь. В том числе смогли на пять тысяч приобрести спортивный инвентарь, на шесть - обновили столовые приборы. От ветоши до бензина для заправки автобуса – все за свои средства.

Кроме этих 102 гектаров есть в школе пришкольный участок в 0,7 га. Вот на нем-то и хозяйничают школьники. Сажают огородные и бахчевые культуры. Это к вопросу о том, что все-таки делают на земле сами учащиеся.

Поставили на зерно и камбулатчане. В том же 2001 году школа села Камбулат добилась получения и оформления в собственность 76 гектаров земли, которые засеяла озимой пшеницей. По словам заместителя директора по производственному обучению А. Клещунова, попытка возрождения сельхозпроизводства в школе «состоялась на пустом месте» - база ученической бригады уже была разрушена. Однако, что немаловажно, на балансе учебного заведения были два трактора - колесный и гусеничный. Поэтому учащиеся могли испытать себя в настоящем деле. Да так, что успех школьников и их наставников был отмечен губернаторским подарком - новеньким колесным трактором. Но заняты здесь школьники не только зернопроизводством. На пришкольном участке в 1 га выращивают лук, свеклу, помидоры. Продукция идет в школьную столовую. Сеяли для себя сорго. Теперь в школе метут своими вениками. В общей сложности сельхозработами заняты 85 человек. Сами пашут, сеют, культивируют. СПК помог лишь с сеялкой да выделил на день комбайн для уборки урожая. Около 20 школьников имеют удостоверения трактористов, нынешние выпускники - все 15 - получили их. Правда, стопорится пока вопрос с получением дополнительно 80 га земли...

Другим путем пошли в средней школе поселка Ясного. В этом году 12 апреля школьники под руководством заместителя директора В. Кравченко посадили 200 саженцев плодовых деревьев на арендованной у хозяйства земле. Директор школы В. Недосеков рассказал, что саженцами в виде шефской помощи обеспечило министерство сельского хозяйства СК из питомников Георгиевского и Новоалександровского районов. Посадили яблони и груши, черешни, сливы и абрикосы. Сад заложили на месте старого сов-хозного.

В отличие от других школ в поселке Ясном путь выбрали долгий: когда еще сад начнет плодоносить и прибыль приносить? Но у детей теперь есть место приложения коллективных усилий. Сейчас на постоянной основе, оформленные через Центр занятости, работают в саду и на пришкольном участке 12 человек. Остальные школьники проходят там производственную практику. Об ученической производственной речь пока не идет. Рады тому, что на арендованных трех гектарах выращивают огородные культуры, которые разнообразят рацион пришкольного лагеря. Недосеков, как и Литовченко, едины во мнении: чтобы создать ученическую бригаду, нужна крепкая материально-техническая база. А если школьному трактору уже 20 лет, и он служит больше как учебный экспонат?

Вот такие метаморфозы претерпели ученические производственные. Да и можно ли их так назвать?

- Да, нет в районе ученических бригад, - считает начальник райсельхозуправления А. Мартычев. - С натяжкой можно назвать Камбулат. Только у них замкнутый цикл, они реализуют свою продукцию. На мой взгляд, главная проблема ученических производственных в том, что учителя не хотят или не могут этим заниматься. Не с одной трибуны я обращался напрямую: поддержим, построим, выделим технику, пусть и не новую. Не хотят. Если школьники с 7 по 11 класс пройдут через ученическую, то процентов 15-20 из них, возможно, найдут себя в сельском хозяйстве. Как переломить это отношение? Думаю, волевым решением. И заняться этим должны педагоги - организовать, а уж сельхозпредприятия поддержат. Вот обращался к директору школы с. Овощи председатель СПК «Путь Ленина» Л. Геращенко, но не нашел отклика. В селе Кендже-Кулак отличные возможности есть для сотрудничества с хозяйством, но не идут на это...

Так что же получается? И «Магомед к горе» идти не хочет, и «гора» не торопится - своих проблем хватает. Наверное, поэтому потихоньку от названия «ученическая бригада» уходят к новому - «школьное трудовое объединение». Речь идет о тех, кто отрабатывает производственную практику, кто в той или иной мере занят при школе трудом.

Заместитель главы районной администрации Н. Пересада комментирует ситуацию по-другому:

- В школах района 12 трудовых объединений, в которых более 420 детей. Более 600 ребят в этом году заняты трудом через Центр занятости. Возрождение ученических бригад в том виде, какими они были в пору моей школьной юности, несбыточно. Потому что не те сейчас экономические условия.

Как говорится, новое время, новые песни... Сейчас отдел образования формирует состав делегации на краевой слет ученических бригад... Думается, район будет представлен достойными парнями и девчонками. Такими, например, как победитель районного конкурса пахарей учащийся из Овощинской средней школы Сергей Завадский или бригадир Камбулатской ученической Александр Башлаков, которые не понаслышке знают, что такое сельское хозяйство.

Задача же взрослых - учителей и руководителей сельхозпредриятий - разрешить проблемы к своей и ребят пользе. Новые рыночные отношения предоставляют и новые возможности. Только бы их правильно увидеть.

с. Летняя Ставка

Р. БИКБАЕВА