Право на язык
В удивительной Японии, стране традиционной культуры, с древних времен существует культ учителя. На «священную тень» педагога нельзя наступить ногой – красивый запрет.
Говоря об отношении к учителю в современной России, трудно что-либо утверждать наверняка, но когда Зою Анатольевну ученики провожали на пятигорский городской конкурс «Учитель года-2003», они ей шепнули: «Мы за вас будем молиться!». И преподаватель английского языка из СОШ № 1 (она же – Центр образования) Зоя Михалина стала победительницей конкурса. По этому поводу дети ликовали так бурно, что немало смутили своего учителя. «Ничего подобного, - призналась Зоя Анатольевна, - конечно, не ожидала. Но ведь это наша общая победа…».
Итак, английский язык. В силу мировых экономических причин его значение заметно расширяется. По разным источникам, на английском говорят до 800 миллионов человек. Наибольшую популярность за последние два десятилетия английский язык получил именно в Европе, но и здесь его знание неравномерно. Скажем, в Австрии, Дании, Норвегии, Швеции по-английски говорит 90 процентов населения. В Германии – 50, в Швейцарии – 25, в России – 7 процентов. Наибольшее «европейское» сопротивление английскому языку оказывают Испания и Италия. В молодежной среде знание его встречается в несколько раз чаще, чем у взрослых. Таков, собственно, фон, на котором происходит изучение English в России. Ни для кого не новость, что число желающих выучить язык растет и в нашей стране. В городах прием на работу сопровождается уже традиционным вопросом: «Есть ли знание компьютера и английского?».
В своей семье Зоя Михалина - третья в поколении педагогов – «англичан». Первые – бабушка и мама. Но уже и восьмилетняя дочь Зои Анатольевны решительно сообщает: «Я тоже буду учить детей английскому!». Иными словами, Зоя Михалина выросла в языковой атмосфере, с трех лет ей прививали навыки разговорной речи. Теперь она понимает, что это был столь популярный сегодня коммуникативный метод обучения. Закончив с отличием факультет иностранных языков Винницкого государственного пединститута, Зоя Анатольевна свое профессиональное становление связала со школой.
Образовательный центр является краевой экспериментальной площадкой. Если говорить коротко, речь идет о так называемом трехуровневом обучении – компенсирующем, базовом и продвинутом. Это позволяет подходить к учащимся индивидуально, учитывая их реальный потенциал и психологические особенности. В рамках социально-экономического профильного обучения в школе введены спецкурсы, один из них – деловой английский язык. Зоя Анатольевна, преподающая во всех классах, начиная со второго, ведет и этот спецкурс. Деловой английский требует хорошей базы – знания литературного английского языка. Особенность заключается в том, что спецкурс позволяет школьнику лучше понять, в каком мире он живет, как необходимо строить деловые отношения, чтобы чувствовать себя комфортнее. Так педагог выстраивает мотивацию для сознательного обучения языку. В ролевых играх дети с увлечением примеривают на себя социальные маски взрослых: «я - эколог, служащий, студент, чиновник, вкладчик…»! Не так давно Зое Анатольевне помогли провести практическое занятие делового английского с детьми в Пятигорской городской Думе.
На городском конкурсе «Учитель года-2003» Зоя Михалина выступила в номинации «Практико-ориентированное обучение». «Мне надо было, - объяснила Зоя Анатольевна, - показать и доказать три образовательные истины. Академическое знание иностранного языка должно превращаться в знание живое, социально значимое. Без самостоятельной инициативы эта цель недостижима. И третье – образование должно иметь прогностический характер и определять наше будущее». Конкурсный урок – немалое психологическое испытание даже для взрослых. Что же говорить о детях, если в классе находится жюри, работает видеокамера, а урок ведет незнакомый учитель? Важно было затронуть учеников чем-то, что позволило бы им раскрепоститься, чтобы в них исчез страх сделать в разговоре ошибку. Выбор социальных ролей («я – банкир…») стал поводом к разговору о деньгах: что можно на них приобрести? Стали называть разные вещи и вдруг поняли – самое главное за деньги купить нельзя! Счастье, дружбу, любовь, доброту… Деловой английский язык превратился для ребят в момент истины. В конце урока они уже радостно улыбались. «Вы хотите изучать английский?» - спросила их Зоя Анатольевна. «Да!» - ответ был единодушным.
И все-таки преподавание английского языка в школе вышло за пределы только образовательной проблемы. Мода на английский оборачивается ажиотажем, который из лучших побуждений создают прежде всего родители. «Что можно противопоставить этим настроениям, только вредящим изучению языка?» - спросила я. Зоя Анатольевна ответила очень серьезно: «В ситуации с иностранными языками отразилось главное – мир изменился! Но если мы хотим смотреть в будущее, уже сегодня ясно, что преподавать язык и вообще любой другой предмет надо не как «инструмент успеха», а как явление культуры. Давайте научим наших детей ответственности, и тогда во многом они разберутся сами. Но нельзя не понимать и другое. Каждый человек имеет право на язык, любой из существующих пяти тысяч. В традициях русской классической культуры всегда было свободное пребывание в чужих культурах. Чем быстрее это вновь станет нормой, тем лучше…».