«Сто цветов» эксперимента
- Леонид Николаевич, в середине 90-х годов прошлого века начался инновационный бум в образовании. В России, в том числе и в Ставропольском крае, на правах эксперимента открывались гимназии и лицеи на базе общеобразовательных учебных заведений, колледжи – на базе ПТУ. Помню несколько появившихся тогда частных школ (правда, по-моему, они быстро за-крылись). Одним словом, расцвели все «сто цветов» сразу. Что сейчас происходит с экспериментальными площадками в образовании? Сколько их у нас?
- По-прежнему много – 131. И возникла необходимость их упорядочить. Связано это во многом с финансовыми проблемами. На инновационные площадки в бюджете отрасли закладываются деньги – небольшие, но они есть. Это 15-процентная надбавка учителям за участие в экспериментальной работе, что-то на оборудование, компьютеры, например. Некоторую доплату получают руководители эксперимента… Но, повторяю, сумма выделяется в целом небольшая, а желающих принять участие в такой работе много. В связи с этим приходится ужесточать отбор. Министерство образования края и раньше объявляло конкурс среди претендентов. Сейчас мы разработали новое положение об экспериментальной площадке. С одной стороны, оно призвано данную работу упорядочить, с другой – сделать отбор более демократичным, уменьшить роль в нем министерских чиновников.
- Как это будет выглядеть?
- Теперь экспертный совет минобразования СК будет выносить лишь окончательное решение. Готовить же его станут специалисты, из которых мы создаем экспертные группы по каждому направлению инновационной работы. В экспертные группы войдут ученые, педагоги-практики, основное слово принадлежит им. Они будут рассматривать заявки, программы, заслушивать руководителей учреждений образования, претендующих на открытие ЭП (экспериментальной площадки). Если нужно, выедут в школу, колледж и т. д., ознакомятся с делами на месте. И только по их представлению экспертный совет вынесет свое решение. То есть экспертные группы будут заниматься содержательной частью работы, а совет – финансовыми вопросами. Ибо, решая открыть ЭП, нужно решить вопрос с финансированием ее.
- А как по части упорядочения?
- Все экспериментальные площадки будут поделены на три категории. Высшая – это такая ЭП, где эксперимент признан социально значимым, научно проработанным, а стало быть, финансируемым из бюджета. На второй ступеньке – ЭП, которые как бы отрабатывают кандидатский стаж: мы о них знаем, держим в поле внимания. И третья категория – площадки, которые открыты в общеобразовательном учреждении по его же инициативе, но не представляют большого общественного и научного интереса. Как говорится, пусть работают, пока не созреют.
- Идеи интересные. Но вот вопрос: министерство таким образом хочет избавиться от хаоса в инновационной работе или от многообразия?
- Мы уверены, что от хаоса. В любом случае необходимо определиться с приоритетами. К тому же общее образование сейчас переживает модернизацию, есть много направлений, которые нужно отрабатывать. Например, модель сельской школы.
- Какие направления экспериментальной работы являются приоритетными для нашего края?
- Те же, что и на федеральном уровне: уже упомянутая модель сельской школы, трудовое воспитание, патриотическое, экологическое направление в работе школы, воспитание в поликультурной среде, здоровьесберегающие технологии, профильное обучение.
- А интеллектуальное развитие? Воспитание интеллектуальной элиты в школе?
- Эта проблема с 1996 года отрабатывалась в лицеях, гимназиях. Многие учебные заведения просуществовали в режиме эксперимента пять-семь лет, свою программу выполнили и работают уже как обычные, неинновационные. Экспериментальных площадок, которые можно считать состоявшимися, у нас 12. Среди них гимназия № 10 «ЛИК» Невинномысска, Расшеватская СШ № 9 Новоалександровского района, «Малая академия» Ставропольского Дворца детского творчества и другие.
- Это означает прекращение дополнительного финансирования?
- В принципе, да.
- Что может считаться результатом экспериментальной работы?
- Если говорить об инновационных направлениях, то опыт внедрения тех же здоровьесберегающих технологий должен быть обобщен, проанализирован, то, что можно внедрить в учебных заведениях края, необходимо внедрить. Те моменты эксперимента, которые себя не оправдали, также дают материал для анализа. Эксперимент в любом случае включает в себя диагностику и прогнозирование. Это важная и полезная работа.
- Из всех перечисленных вами направлений работы, думается, наиболее значимым для нашего аграрного края может стать отработка модели сельской школы. Этот вопрос недавно обсуждался на очередном заседании Комитета по образованию и науке Госдумы России. Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов сказал, что цель эксперимента – предотвращение стихийной реструктуризации школ на селе, то есть простого их закрытия с целью экономии. Наиболее эффективными названы такие проекты, как «сетевые школы», «передвижные лаборатории», «дистанционная поддержка», «школьный автобус». Известно ли уже, какая модель будет отрабатываться в крае и в каких районах?
- Территории мы пока не выбрали. Решим этот вопрос к началу нового учебного года. Что касается моделей, то нас наиболее устраивает такая, где большая школа (в райцентре или в крупном селе) имеет свои филиалы – малокомплектные «школки» в маленьких населенных пунктах. Здесь возможно дистанционное обучение. Со следующего года Международный банк реконструкции и развития выделяет деньги, на которые в крае будут открыты так называемые ресурсные информационные площадки, их как раз и можно использовать также для дистанционного обучения. Будем мы отрабатывать и модель «школьный автобус», то есть организовывать подвоз детей из филиалов в крупные школы. Эксперимент по сельской школе смыкается и с разработкой профильного обучения.
- В крае есть федеральные инновационные образовательные площадки. Чем они отличаются от краевых?
- Разве что большим престижем. Я сам руковожу такой. В кабинете директора школы под стеклом висит красивая «верительная грамота» от министерства образования России, но при этом нас просят деньги изыскивать на месте…