Революция на пороге
Сейчас в Ставрополе по предложению администрации Ленинского района решается вопрос о ликвидации службы заказчика и о передаче его функций ЖЭУ. Таким образом власти надеются преодолеть бюрократический нонсенс, заключающийся в том, что люди несут деньги за ЖКХ-услуги в жилищно-эксплуатационные участки, а спросить с них не могут, поскольку у тех… нет денег.
Итак, почему же у ЖЭУ не остается того, что им приносят каждый месяц? Система городского жилищно-коммунального хозяйства, устроенная с казенной гениальностью, сегодня выглядит примерно так: есть подрядчики – водоканал, горгаз, теплосеть и электросеть, есть городской расчетный центр (ГРЦ), действующий по принципу муниципального банка, есть ЖЭУ. Наконец, в каждом из трех районов существует своя служба заказчика с общим аппаратом примерно в 70 человек, которая со всеми вышеперечисленными организациями должна иметь договоры (плюс еще и с населением). Казалось бы, эта служба – сердце системы, без которого «кровь» не будет циркулировать в ее «венах», вода – в трубах, электричество – в проводах… Однако это не совсем так.
У службы заказчика «лицо» посредника. Это, иначе говоря, «транзитный счет»: через него рубль плательщика из ЖЭУ плавно перетекает в ГРЦ, который, в свою очередь, делит его между водоканалом, горгазом, электро- и теплосетью, а то, что от целкового осталось (чаще всего – куцая копейка), возвращается в службу заказчика и ЖЭУ. Т. е. у последнего нет своих средств, он ждет, когда подкинет грош вышестоящая структура (СЗ), РКЦ или бюджет. В общем, не близок финансовый путь. Руководство города планирует его сократить. Как именно?
- Служба заказчика, если выйдет соответствующее постановление, будет реорганизована в течение двух месяцев, - говорит глава администрации Ленинского района Наталья Хоменко. – Зачем нам передаточное звено, когда уже сейчас райадминистрации, являясь бюджетораспорядителями, могут посылать деньги сразу в ЖЭУ, минуя эту службу? В связи с этим планируется ее ликвидировать, а функции заказчика передать тем же ЖЭУ. Иными словами, каждый участок станет заказчиком на выполнение услуг, будет напрямую заключать договоры с ГРЦ и подрядчиками, а самое главное, контролировать объемы выполненных услуг. Не было неделю воды или не горела лампочка в подъезде – ЖЭУ делает перерасчет для населения. Наконец ЖЭУ станет нести ответ перед населением, - на основе прямых с ним «коммунальных» договоров, по которым могут быть предусмотрены даже штрафные санкции за невыполнение услуг. Пока их нет, но они скоро появятся. Примерная форма уже выработана…
Это, согласитесь, пахнет революцией в ЖКХ. Причем не только организационной, но и, по словам Н. Хоменко, экономической. Дело в том, что в соответствии с Налоговым кодексом ЖЭУ, если станет и балансодержателем, и эксплуатирующей организацией, освободится от уплаты НДС. 20% от всего оборота средств – деньги немалые, тем более для отрасли, сидящей в глубоком кризисе. По одному Ленинскому району экономия составит около 300 тыс. рублей.
Вопрос в том, готовы ли ЖЭУ к дополнительной нагрузке. Н. Хоменко сказала, что была встреча с их начальниками, где последние довольно убедительно говорили, что готовы, что все необходимые специалисты в штате есть. Попросили лишь, учитывая «договорную» перспективу, по ставке юриста на каждый участок.
Надо сказать, что население, пресытившись хождением по коммунальным инстанциям и – зачастую - так ничего и не добившись, также в последнее время стало проявлять интерес к договору и перерасчету, точнее, к их отсутствию. Более того, оно даже опередило власть в стремлении сделать как лучше. В минувший четверг Октябрьский районный суд Ставрополя удовлетворил очень любопытный иск, который жительница дома номер 24 по улице Вокзальной Галина Петропавлова адресовала родному ЖЭУ и службе заказчика…
Собственно говоря, проблема житейская. Но типичная. Как пишет Г. Петропавлова в исковом заявлении, с 25 октября по 10 ноября 2002 года ЖЭУ № 4 что-то ремонтировал в подвале пятого и шестого подъездов дома, в результате чего «отключение воды производилось в течение всего светового дня (с 8.00 до 17.00), а в отдельных случаях вода не включалась в течение двух дней». Интересно, что вначале работники ЖЭУ вроде бы обещали сделать жильцам перерасчет за потребление воды, а позже, по завершении работ, отказались. Похоже, посчитали возможные убытки. Свои, разумеется, а не населения.
А население - свои. Урон кошельку получился немаленький. Тогда жители шестого подъезда составили коллективное письмо с просьбой о перерасчете и отнесли его в службу заказчика, которая аукнула отказом. Дальше все шло по обкатанному сценарию, со спецэффектами типа «бюрократических проволочек»: неоднократно Г. Петропавлова от имени жильцов лично обращалась к директору Октябрьской службы заказчика В. Попову с вопросом о перерасчете, ей говорили - ждите, все будет, она ждала, но ничего не было. А когда поняла, что не дождется, обратилась в суд, попросив его заставить службу заказчика сделать этот самый перерасчет (общий период «октябрь-ноябрьских» отключений составил 146 часов), кроме того, обязать эту же службу «перерасчитывать» воду (в случае ее отключения) регулярно (ежемесячно) - на основе первичных данных, т. е. журнала регистрации звонков. Не исключено, что, представив такую перспективку, служба заказчика вздрогнула, поскольку знала - допустимый предел отключений воды в нашей стране составляет всего 8 часов... в месяц. (А у нас ее каждый день по нескольку часов не бывает!). Впрочем, суд, удостоверившись, что за означенное время воды действительно не было, удовлетворил иск лишь в части одного «локального» перерасчета, а ежемесячному сказал «нет» - мол, неизвестно, а вдруг в следующем месяце с водой все будет нормально. Как бы там ни было, а прецедент создан - не припомню, чтобы раньше за недолив воды кому-то деньги возвращали.
Кстати, о восьмичасовом пределе отключений коммунальные структуры предпочитают умалчивать, и, вероятно, поэтому мало кто из простых плательщиков знает о нем, прописанном, кстати, в официальном документе - Правилах предоставления коммунальных услуг. Нам, потребителям, читать их и плакать: на бумаге есть все то, чего нет в реальной жизни. Есть там и самое главное понятие, обозначенное в пункте 2.1: «услуги предоставляются гражданам в соответствии с договором обслуживания». Пункт 2.2.: «В договоре отражаются качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления, порядок и сроки устранения неисправностей и аварий... права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя». Пункт 2.7: «При отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается».
В общем, учитывая, что все отношения между нами, потребителями, и ими, исполнителями, должны строиться на основе этого договора, которого нет, Г. Петропавлова уже устно попросила суд хоть о каких-нибудь подвижках в этом вопросе. А скоро, наверное, подоспеет и решение горадминистрации.
Тема отключений касается в основном старых домов, где, в отличие от большинства новостроек нет счетчиков и где их установка сопряжена с уймой, вплоть до замены труб, проблем и не всегда сулит выход из положения. Выход - в контроле за подачей воды. В перспективе этим займутся ЖЭУ. Цель готовящейся революции - повысить экономическую ответственность, в т. ч. подрядчиков. Если участки не подтвердят им объемы выполненных услуг (и соответственно удержат денежку), тогда, скорее всего, и водоканал, и горгаз, и тепло-, и электросети обретут стимул к тому, чтобы выполнять услуги качественно. Во всяком случае, надеяться стоит.