00:00, 28 марта 2003 года

Нестандартная педагогика

Он проходит уже в третий раз и постепенно становится важным событием в жизни образовательного комплекса края. Цель фестиваля – распространение передового педагогического опыта среди учителей. Сюда приезжают не с открытыми уроками для жюри, как это происходит на конкурсе «Учитель года Ставрополья», а с свободным представлением своей системы работы. Если учесть, что число участников фестиваля – несколько сот человек, то понятно, как это важно.

Конечно, большая часть присутствующих – невинномысцы. Как сказал в интервью нашей газете заведующий отделом образования Невинномысска Александр Доманов, фестиваль дает возможность обучить учителей города новым технологиям, не тратя на это больших средств. Сделал он и такое замечание: хотелось бы видеть на этом мероприятии больше ученых из ведущих ставропольских вузов. Бывает, по его словам, проще пригласить известного педагога из Москвы, чем ставропольскую профессуру. Но москвичи, естественно, обходятся дороже…

Впрочем, вернемся к фестивалю. Свою систему работы в первый день мероприятия представляли десять педагогов. Среди них были и учителя из Ставрополя и из районов. Подбор номинантов осуществлял Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования. Все мастер-классы шли в одно время, так что, к сожалению, побывать можно было только на одном. Я выбрала мастер-класс, который вела Марина Самсонникова, учитель географии средней школы № 13 станицы Незлобной Георгиевского района. И, как все, кто побывал на выступлении Марины Анатольевны, получила много неожиданных впечатлений. Тема М. Самсонниковой – «Нестандартное преподавание географии». Учительница рассказала об очень интересном опыте. В частности, она ведет работу с детьми, вызывая в них через ассоциативный ряд – музыка, поэзия, другие средства – образ той или иной территории. Эти уроки проводятся не так уж часто (педагог обозначила и опасные места излишнего увлечения таким видом работы), но являются прорывом из географии в другие области – философию, психологию, политику.

По окончании мастер-классов все желающие заполняли анкету участника фестиваля, где выставляли баллы педагогам-номинантам. В среднем он оказался 2,8 при наивысшей оценке – 3 балла.

Второй день фестиваля всегда бывает наиболее насыщенным. Первая половина была посвящена подведению итогов работы некоторых невинномысских и краевых экспериментальных площадок. Так, с очень интересными сообщениями выступили хозяева фестиваля – невинномысская гимназия № 10 «Лик». Здесь в течение десяти лет идет эксперимент по внедрению психологической службы в работу общеобразовательного учреждения, создан институт классных воспитателей, а в последнее время интенсивно внедряются информационные технологии в управленческий процесс. Свои экспериментальные площадки представили также невинномысские школы № 2, 11, 14, гимназия № 9 и Дом детства. Те же, кого больше интересует педагогическая теория, могли побывать на семинарах для учителей биологии и химии (руководитель доктор педагогических наук Л. Харченко) и для историков (руководитель доцент СКИПКРО В. Лямин). А вечером участников фестиваля ожидали сюрпризы: дебют педагогического театра и «круглый стол» на тему «Ушел ли гуманизм из современной школы?». Последний проводился в форме знакомой зрителям канала «Культура» телепрограммы «Культурная революция», вот только телекамер не было. Но споры разгорелись не менее жаркие…

Однако нельзя не сказать вот о чем. Гостей на фестивале могло бы быть гораздо больше, если бы учителя получали хоть какое-то финансирование для поездки в Невинномысск. Ведь оплачивается она только тем, кто номинирован для представления своего опыта. Многие очень хотели поучиться новому, но не смогли приехать. А жаль…